Галина Фролова
Консультация для родителей «Пальчики играют — речь развивают»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании дошкольников. Ведь такие игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук и ног малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Кроме того, во время игр, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность. Таким образом, во время игры ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчики играют — речь развивают“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка; развивается память воображение и фантазия.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько
примеров таких упражнений:
ЗАЙЧИК:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
ЧЕЛОВЕЧЕК:
бегаем указательным и средним пальцами по столу
Ё ЖИК:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
КОШКА:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
КОЗА РОГАТАЯ:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
ОЧКИ:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР - это игра, в которую можно играть всей семьёй :
• стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения;
• знакомит с элементарными математическими понятиями; Потешки для мелкой моторики
ВАРЕЖКА
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал". (все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?" (сжать пальцы в кулачок)
ЗАМОК
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли. (расцепить пальцы)
Можно предложить ребёнку поиграть с массажным мячиком. Перед выполнением массажа ребёнку рассказываем историю появления ежат у нас дома, о том что они очень грустные и хотят поиграть с нами.
Жил - был колючий ёжик, и звали его Атошик.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, между ладонями прямыми движениями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, вам щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
На примере сказки про ёжика Атошика мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Проводя пальчиковые игры, мы заботимся о здоровье ребёнка. На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения по детской ладони в игре «Сорока ~ белобока кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони — проекция тонкого кишечника - отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстый кишечник.
Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами : здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров). Внимание! Все не так просто. Описывая работу «сороки — белобоки» на раздаче этой самой каши - Каждого «детку», то есть каждый пальчик вашего малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного ~ желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «легочный меридиан». Поэтому большой пальчик, и надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Предлагаю некоторые примеры пальчиковых игр :
Рыбка
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт (ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг (ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (ладошки соединить и похлопать)
Лужок
На лужок пришли зайчата, (сгибать пальчики в кулачок
Медвежата, барсучата, сгибать пальчики поочерёдно
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! на последней строчке помахать ладонями)
Моя семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
Ножки
Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки (шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте (постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте (погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
Каждый из нас хочет, чтобы дети росли здоровыми и крепкими.
«Хотите ли, не хотите ли,
Но дело товарищи в том,
Что прежде всего, ВЫ - РОДИТЕЛИ,
А всё остальное потом»
Используйте в своей практике пальчиковые игры, которые приносят хорошее настроение, положительные эмоции, смех и радость, и всегда помогают нам быть здоровыми. Не забывайте искренне улыбаться глазами и наполнять сердце своё радостью. Это защитит вас от всех болезней.