Лучший педагог года

Консультация для родителей первоклассников «Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь»

Елена Барышева
Консультация для родителей первоклассников «Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь»

Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования успешной учебной деятельности

Задачи:

1. Выявить причины неуспеваемости в начальной школе

2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.

Оборудование: презентация на тему, таблицы с корректурными пробами, буклеты родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности.

Публикация «Консультация для родителей первоклассников „Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь“» размещена в разделах

СЛАЙД 1 Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь

Нет ребенка, который шел бы в первый класс с намерением учиться плохо. Наоборот, желания и цели каждого ребенка ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, поведение ребенка меняется, он становится или неуверенным в себе, или начинает отказываться от всякой деятельности, требующей усилий.

Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка : и школьных психологов, и учителей, и родителей.

СЛАЙД 2 Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

У одного ребенка проявляется трудности в усвоения навыков письма, чтения, счета, у другого – в неумении общаться, подчиняться школьным правилам и т. д.

СЛАЙД 3 ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(Причины возникающих у ребенка проблем могут быть связаны как с особенностями его психофизического развития, так и с педагогической, социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к учебной деятельности.)

В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать :

- множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменялись школа и учительница,

- черта личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная активность и непоседливость,

- ситуации (конфликт в семье, неприязненные отношения с учителями и одноклассниками) и т. д.

СЛАЙД 4 Все это можно объединить в три группы факторов:

психологические,

педагогические

патологические

СЛАЙД 5 К педагогическим факторам относятся: школьная среда: количество и состав учеников в классе, первая или вторая смена обучения, программа, по которой ведется обучение и т. д. Но эти факторы изначально в общем одинаковы для всех учеников. Воздействуют, конечно, они на всех по-разному, поскольку дети не одинаковы, и то, что для одного ребенка может стать причиной неуспеваемости, для другого пройдет безболезненно.

СЛАЙД 6 Патологические факторы. В эту группу входят различные отклонения в психическом развитии детей. К ним относятся задержкой психического развития разного происхождения и «очаговые» (локальные) поражения центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия, чтения (дислексия, счета (дискалькулия). Конечно, при данных патологиях нужна помощь специалистов, логопедов-дефектологов.

СЛАЙД 7 Психологические факторы.

Первая психологическая причина неуспеваемости – недостаточно развиты психические процессы: внимание, память, мышление.

Ребенок не умеет самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть не может сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание, целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память, сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний.

Следующая психологическая причина неуспеваемости — низкая мотивации.

Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив. Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы — это любознательность, интерес, ребенок хочет получить новую информацию, стремится понять окружающий мир, увлечен самим процессом познания. Если внутренние мотивы развиты недостаточно, тогда взрослые начинают использовать «внешние мотивы», а именно: наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о будущих благах и пользе и т. д. Общим во всех этих приемах является то, что знание перестает быть целью, а становится средством — избежать наказания, получить награду, потому что сделал то или иное задание.

Еще одной психологической причиной неуспеваемости является то, что в специальной литературе обозначается «педагогической запущенностью» (безнадзорность, гипоопека). Когда ребенку не уделяется должного внимания по разным причинам. В данном случае наблюдается социальная незрелость личности ребенка. У ребенка отсутствуют учебные мотивы, интеллектуальная пассивность, неаккуратность – это также затрудняет его обучение.

Педагогическая запущенность может быть исправлена, если начать уделять внимание своему ребенку, заниматься и развивать его.

- Так же можно навредить ребенку, если взрослый его гиперопекает.

К школьному возрасту ребенок не испытывает потребности трудиться, не уверен в своих силах, безынициативный, у него отсутствуют необходимые умения, навыки (навыки самообслуживания, которые необходимо было сформировать именно в дошкольном возрасте. Всем известно, что успешность на начальном этапе обучения в значительной мере зависит от того, как занимались с ребенком до школы – готовили ли ребенка к обучению в школе.

СЛАЙД 8 ЗАНИМАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ

Нервная система детей пластична, податлива к обучению и если систематически и целенаправленно заниматься с ним, то это может привести к существенным положительным сдвигам. Чем раньше начать работу, тем больших успехов можно добиться, и важную роль здесь можете сыграть вы - родители.

Учим ребенка быть внимательным при выполнении того или иного задания.

СЛАЙД 9 Внимание может проявляться внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо (например, внимательно рассматриваем картины, читаем книгу, слушаем аудиосказку, списываем текст и т. д.); в ходе мыслительных операций (сравниваем, выделяем, обобщаем признаки определенных объектов, явлений); при речевом общении (следим за своей речью и речью собеседника); при запоминании, воспроизведении и т. д.

Сформированность внимания – важный показатель развития личности.

Часты случаи, ребенок испытывает трудности в обучении из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности. На уроках такой ребенок не слушает объяснения учителя, часто отвлекается на любой раздражитель. Та же картина может наблюдаться и дома: если взрослый не сидит с ним рядом и не следят за его работой, он, не выполнив задания, переключается на другое занятие. В итоге – невыполненные домашние задания, неуспеваемость в школе. При этом и учитель, и родители отмечали, что мальчик «неглупый, понимает не хуже других»

Родителям такого ребенка нужно систематически, целенаправленно вырабатывать у ребенка умение работать не отвлекаясь.

Слайд 10.

Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.).

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

СЛАЙД 11

Предлагаю вам упражнения игровые задания, которые способствуют развитию необходимых качеств. Условие: заниматься с ребенком ежедневно, начиная с 5-7 минут и постепенно увеличивая время совместных занятий. Помните, что регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты.

Группа заданий построена на материале известных в психологии «корректурных проб», предназначенных для исследования различных свойств внимания. В несколько измененном виде советую их использовать в развивающих целях для расширения объема внимания, устойчивости, развитию способности к распределению, переключению внимания. Эти задания влияют на повышение темпа психической деятельности. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому их можно использовать в качестве передышки между различными видами домашних заданий.

Помните, что от однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение, им необходимо переключение в работе.

1. (Разработано для изучения внимания С. Лиепиль. измененный вариант)

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов 3 видов (гриб, мяч, ель, расположенных по 8 в каждом ряду(5-10 рядов). Предметы в ряду расположены произвольно. Нужно:

а) вычеркнуть все грибочки;

б) подчеркнуть все мячики;

в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики – синим.

г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все елочки.

2. Предложить родителям бланк (Измененный тест Пьерона – Рузера)

Изображены фигуры 3-4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб) Всего 5-10 рядов по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно расставить значки, как показано в образце. Варианты:

а) расставить значки только в квадратах и треугольниках;

б) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

В тех случаях, когда вы видите, что ребенку трудно распределять внимание, начинайте с более простых заданий типа: поставить точки во всех треугольниках или поставить черточки в кругах.

3. Напечатаны 10 -20 рядов букв алфавита. В каждом ряду по 20 букв в произвольном порядке. Нужно:

а) вычеркнуть все буквы И;

б) вычеркнуть все буквы Ф, Р;

в) вычеркнуть все буквы А и подчеркнуть все буквы Я.

СЛАЙД 12

4. «Кодирование» (из теста Векслера, с изменениями)

Напечатаны цифры от 1-10 в произвольном порядке. Всего 5-10 рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками.

Нужно:

а) расставить значки под цифрами, как показано в образце.

б) (Рекомендовано Н. Ф. Добрыниным) Предлагаются слова, состоящие только из указанных в образце букв. Ребенок ставит под ними соответствующую цифру и записывает рядом слово не буквами, а цифрами.

Например: МЕТРО – 23458

МОСТ – 2894

СЛАЙД 13

5.(Методика Шульте с изменениями)

Нужно:

а) найти и назвать цифры по порядку с 1-25. (цифры расположены в беспорядке)

б) можно цифры напечатать в черном и красном цвете и дать задание: показать и назвать на таблицах сначала все красные цифры по порядку с 1-9, а затем все черные в обратном порядке – с 9-1. Или наоборот.

СЛАЙД 14

Развитие избирательности внимания

«Закрась сначала буквы, а потом цифры»

Дети, как правило, с удовольствием играют с подобными таблицами, особенно, когда вносится элемент соревнования на время.

Чтобы достичь большего эффекта усвоения таблиц, нужно их чередовать: сегодня работать с одной таблицей, завтра – с другой. Нужно отметить, что в приведенных «корректурных» заданиях количество знаков и сами знаки (предметные изображения, геометрические фигуры, буквы, цифры и т. п.) могут меняться. Количество знаков постепенно будет увеличиваться, а задания видоизменяться, чтобы ребенок всякий раз воспринимал его как новое задание и не терял интереса к вашим совместным занятиям. Во всех заданиях предусматривается нарастание темпа работы. С этой целью предложите ребенку для самоконтроля песочные часы или введите элементы соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение и т. д.

Подобные игры-упражнения полезны для детей старшего дошкольного и любого школьного возраста.

СЛАЙД 15

Игра с родителями «Запомни и расставь точки»

В данном варианте работы формируются не только основные качества внимания, но и зрительная память.

СЛАЙД 16

«Найди различия»

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6).

«Найди сходства»

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа — четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюдательность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь — анализ, синтез и сравнение.

СЛАЙД 17

Модификация методики «Лабиринты»

Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль — в данном случае — не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советуем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.

СЛАЙД 18

Игры с родителями

Послушай и воспроизведи»

Задание проводится в игровой форме.

Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно левой, затем правой рукой.

Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные ритмичные удары одновременно двумя руками.

Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизводит взрослый.

При проведении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, также кратковременная память.

«Найди ошибки»

Вариант 1. Предлагается текст с пропущенными словами и текст-образец. Ребенок должен, пользуясь образцом, найти ошибки в заданном тексте.

Вариант 2. Ребенку предлагается проделать ту же работу с текстом, в котором пропущены предлоги, имена прилагательные, наречия, но при этом текст-образец не дается.

Вариант 3. Предлагается текст, в котором есть ошибочное написание отдельных слов, отсутствие синтаксических знаков. При работе с этим вариантом задания мы рекомендуем на начальных этапах работы не предлагать ребенку для исправления ошибки орфографического характера, предотвращая тем самым их закрепление. Постепенно, по мере усвоения программного учебного материала можно предлагать для коррекционно-развивающей работы и ошибочные написания, но обязательно учитывать степень владения ребенком изученного орфографического правила.

Примерный текст-образец

Вьюга (по В. Сухомлинскому)

Утром Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга, грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно.»

Тут он увидел Сашу, который стоял под деревом. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

Предлагаемый ребенку текст (первый вариант) :

Утром Толя. из дому. На дворе выла., грозно шумели. Испугался., стал под то-полем и думает: «. в школу. Страшно.»

Тут он увидел Сашу, который. под деревом. Саша. рядом. Он тоже собрался в. и тоже.

Мальчики увидели. друга. Им стало. Они. навстречу, взялись за. и. пошли в.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не.

Текст для второго варианта работы:

Утром Толя вышел. дому. дворе выла вьюга,. шумели деревья. Испугался мальчик, стал. тополем и думает: «Не пойду. школу.»

Тут он увидел Сашу,. стоял. деревом. Саша жил. Он тоже собрался. школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало. Они побежали., взялись. руки и. пошли. школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не.

Текст для третьего варианта работы:

Утрол Тола вышел из дому. На воре выла вьюга, громно шумели делевья, Испугался мальчик, стал над тополем и думает: «Не пойду на школу. Радостно.»

Тут он увидел Сашу, который бежал под деревом, саша шил рядом. Он тоже собрался к школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало печально. Они побежали навстречу, взялись за ноги и вместе пошли в школу.

Вьюга пела, свистела, но она уже была не старой.

Все психические процессы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так, лепка, рисование, конструирование, выпиливание, вязка и т. д. не только развивают внимание, но и способствуют укреплению кисти руки, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.

Для оказания полноценной помощи ребенку необходимо установить причину возникновения проблем в учебе. Для этого можно обратиться к специалистам для более углубленного обследования в центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации»Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей первоклассников «Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь»
Опубликовано: 29 марта 2020 в 21:10
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД