Лучший педагог года

Консультация для родителей по нейропсихологии

Ярослава Толкун
Консультация для родителей по нейропсихологии

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология - наука о взаимосвязи психических процессов (память, внимание, мышление, речь) с работой головного мозга, правого и левого полушария.

Основоположник отечественной нейропсихологии –

Александр Романович Лурия.

Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в семье врачей. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия— была зубным врачом.

Публикация «Консультация для родителей по нейропсихологии» размещена в разделах

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 500 коек в Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, с локальными поражениями мозга, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Этими исследованиями было положено начало развитие нейропсихологии. Его труд «основы нейропсихологии» переиздавался уже 8 раз и является базовым учебником студентов в медицинских вузах.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования и коррекции детей с умственной отсталостью.

Работая с близнецами, доказал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) в меньшей степени.

В процессе исследований Лурия пришел к выводу, что

Головной мозг человека состоит из трех основных блоков, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.

I. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.

II. Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

III. Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Формирование мозга похоже на строительство дома. Мозг, как и любая система, состоит из частей, которые взаимодействуют друг с другом. Т. е. если части нормально развиты и связи между этими частями правильно организованы, то система будет работать нормально. Если какая-либо часть недостаточно развита или между частями не налажены связи, то соответственно похоже на дом в котором есть комнаты, но забыли сделать двери между ними, комнат много, а зайти в них не получается, или нет окон и свет не провели.

Первый ФБМ – фундамент дома:

Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.

Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.

Метафорический девиз этого уровня «Я Хочу»

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- это дети невротики, т. к. реагируют на любой стимул окружающего мира,

- аллергии в самых разнообразных проявлениях;

- повышенная частота заболеваний,

- гипо- или гипертонус;

- дети пишут «как курица лапой»,

- долго не могут научиться завязывать шнурки.

- двигательная неловкость;

- синкинезии - движения, присоединяющиеся к основным (движения языком во время письма);

- вычурные позы;

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения, слабая конвергенция глаз.

Второй ФБМ - стены дома

Блок получения, переработки и хранения информации.

Формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

Метафорический девиз этого уровня «Я Могу»

Признаки нарушений:

1. Трудности в переработке тактильной и кинестетической информации;

2. Трудности в переработке зрительной информации и трудности зрительно-пространственной ориентации;

3. Трудности в переработке слуховой информации;

Третий ФМБ

Блок программирования, регуляции и контроля.

Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Метафорический девиз этого уровня «Я Должен»

Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга

- Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.

- У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.

- Они не могут решать смысловых задач.

- В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.

- У этих детей крайне бедная речь.

1 цель коррекционных занятий: СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА.

- Общеукрепляющие мероприятия: прогулки, закаливание, режим дня.

- Дыхательные упражнения.

- Физкультура.

- Растяжки, релаксация.

- Глазодвигательный репертуар.

- Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий.

2 Цель коррекционных занятий: ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

- Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.

- Зрительный гнозис.

- Пространственные и «квазипространственные» представления.

- Пространственные схемы и диктанты.

- Конструирование и копирование.

- Логико-грамматические речевые конструкции (словесно-логическое мышление).

- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.

- Мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос).

- Номинативные процессы.

Остановимся на коррекции этого блока подробнее, это как раз тот возраст, на который мы непосредственно можем повлиять развивающими играми, увлекательными и полезными занятиями.

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга.

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы – у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности.

Для коррекции можно использовать следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек», Бирюльки, и даже обыкновенные спички! Очень эффективна работа по плетению и вышивке. Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено). Пальчиковые игры:

• со стихотворным сопровождением,

• с музыкальным сопровождением

Народные потешки и песенки

игры манипуляции: они развивают воображение - в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ

• Пальчиковый театр,

• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук

Зрительный гнозис – при нарушении зрительного гнозиса ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.

Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания) используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде – разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник…

Пространственные и «квазипространственные» представления. Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». - «Покажи направление». - «Графические диктанты». Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Освоение внешнего пространства базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.

Конструирование и копирование. Кубики Никитина. Танграм. Копирование фигур. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв или цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

«Квазипространственные» речевые конструкции - «Положи предмет.», «Где лежит предмет?», «Нарисуй предлог». - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет) - «Синонимы и антонимы». - «Закончи предложение, ответь на вопросы».

Графические способности - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы - при нарушении слухового восприятия ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху. Также таким детям трудно контролировать свои действия. Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).

Коррекция: Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т. д.

«Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т. д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т. д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.

«Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т. д., варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.

«Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т. д.

Мнестические процессы. «Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).

Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т. д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

3 цель коррекционных занятий: ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

- Формирование навыков устойчивости и переключения внимания.

- Коммуникативные навыки.

- Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы (словесно-логическое мышление).

Базовые навыки коммуникации к школе в идеале должны быть уже сформированы, тогда ребенку легче будет находить друзей в школе и основная энергия его деятельности будет уходить на учебу.

Развитие внимания необходимо также начинать в дошкольном возрасте. Здесь помогут такие упражнения:

Корректурная проба. Возьмите любой текст. Чем меньше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт. Необходимо зачеркнуть одну букву (например О) и обвести в кружок другую (например А).

Таблица Шульте. Здесь необходимо найти числа от 1 по возрастающей. Для регулярного выполнения этого упражнения для развития ума, рекомендуется самостоятельно рисовать таблицу, а числа ставить в любом порядке. Польза упражнения: повышает вашу скорость восприятия поступающей информации, и ее обработки. Также оно способствует развитию периферийного зрения.

Знаки пальцами. Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» — стал «ок», на левой — был «ок» — стал «мир». Повторяйте упражнение 10 – 15 раз. Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь. Польза упражнения: включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.

Синхронное письмо. Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим. Возьмите 2 листа бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов. Польза упражнения: помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария. Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте представленным упражнениям для ума и памяти 20 – 30 мин 2 – 3 раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока они не дойдут до автоматического исполнения.

Игры по расширению словарного запаса очень разнообразны: «скажи наоборот» (антонимы, «скажи по другому» (синонимы, слова близкие посмыслу). «назови слова-приятели» (слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу, «четвертый лишний» или «назови одним словом» и др.

Много игр можно найти в интернете или получить консультацию у специалистов ДОУ. Играйте сами и вовлекайте своих детей.

Благодарим за внимание!

Публикации по теме:

«Обязанности и ответственность родителей в сфере образования». Консультация для родителей Очень часто наши с вами родители всю ответственность за воспитание детей перекладывают на плечи педагогов, но хочется им заметить, что ребенок.

Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развитияКонсультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.

Информационно-ознакомительная консультация для родителей «Игры родителей с детьми раннего возраста по теме «Рыбки» Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по нейропсихологии
Опубликовано: 25 марта 2024 в 16:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по нейропсихологии» (включая файлы) размещена пользователем Ярослава Толкун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД