Варвара Альбертовна Юрченко
Консультация для родителей по развитию речи «Культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура общения - дело большой социальной значимости. Чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Развитие коммуникативных умений предполагает способность говорить и слушать других. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета).
В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, набор выражений).
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи „Культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
В узком смысле - это этикетные формулы, т. е., слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения; отношение и обращения, извинения и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторое другое.
Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из таких форм имеет базовую и периферийную основу, обычно стилистически и эмоциально окрашенные. Например, базовая формула «здравствуйте» - ей противостоит разговорная «привет» и книжная, эмоциональная «очень рад вас приветствовать».
Правильное использование этикетных формул помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.
Предлагаемый мною материал помогает:
- введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов;
- формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения / с кем, где, когда, зачем говоришь/. Освоение ребенком собственно речевых норм идет а единстве с изучением общих правил культурного поведения.
В основную бучения положен ролевой принцип, по которым собеседник должен осознавать свою ролевую сторону (старший-младший, знакомый-незнакомый и др.) соответственно строя свое речевое поведение, используя необходимые в каждой конкретной ситуации этикетные формулы. Мы берем типичные ситуации общения (детский сад, дом, общественный транспорт, театр и др., где достаточно четко определены ролевые позиции (мальчик-мальчик, мальчик-девочка, брат-сестра, бабушка-внук, ребенок-взрослый) знакомый или незнакомый.
Лучше и легче всего обучение проходит в игре, особенно дидактической, а также ролевой, так как именно в игре естественно и максимально разнообразно реализуются коммуникативные способности.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.
В своей работе я использую тематические связанные рассказы из жизни маленьких детей, их друзей и близких, а по ним дидактические беседы, ролевые игры. Рассказы строятся на принципе контраста, который позволяет детям, с одной стороны, критиковать неправильное в поведении и речи, с другой - отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу.
Правила речевого поведения осваиваются на игровом принципе, который соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка т. к. игра для него - типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.
На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно, свободно, говорить, смеяться, двигаться. Песни, прилагаемые к занятиям, картинки создают эмоциональный фон, содействуют усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.
Предлагаемый материал может быть использован для работы с родителями, предварительно подготовив их через консультации.
Главное - не спешить! Не принуждать к заучиванию этикетных норм и выражений использовать как пример ситуации, бывшие в опыте детей и их близких!
Наблюдая за повседневным речевым поведением ребенка подсказывать ему необходимые слова, напоминать примеры, уже знакомые из рассказов и практики.
Обучая ребенка культуре речевого общения, мы благотворно влияем на развитие его характера, его отношений с окружающими, помогаем свободно и без страха войти в мир общения.
ВОСПИТЫВАТЬ ТАКТИЧНОГО СОБЕСЕДНИКА
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиций и дух народа. В. А. Сухомлинский говорил: «Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры». В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
В этой связи возникают следующие задачи воспитания: формировать у ребенка культуру речи, учить его четко и ясно произносить слова, правильно и понятно для окружающих излагать мысль, вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой, не перебивать говорящих, говорить без крика, владея силой голоса и различать интонации, не вульгаризировать речь словами - сорняками, спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая им, копируют услышанное. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.
В детском саду проводится систематическая работа по развитию речи, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Работа, проводимая по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Дома надо поддерживать требования
воспитателей: следить, чтобы ребенок, разговаривая, вел себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах или сидел развалясь. Разговаривая, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.
Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш путает понятия и слова, обозначающие их, переставляет и пропускает слоги, делает неправильные ударения, неправильно произносит звуки, восполняет жестами недостающие слова, придумывает остроумные, на наш взгляд, каламбуры. Подобное словотворчество не от избытка остроумия, а от незнания ребенком особенностей родного языка. Вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детскому словотворчеству. Разговаривая с ребенком «детским» языком, взрослые невольно задерживают его речевое развитие. Если ребенок говорит неправильно, надо поправить и предложить повторить. Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью.
Надо напоминать ребенку, чтобы он говорил четко, ясно, вел себя спокойно во время разговора. «Не торопись. Сначала подумай, а потом скажи».
Следует помогать дошкольнику наводящими вопросами последовательно изложить свою мысль. Случается, что у ребенка запас слов опережает формирование конкретных представлений. Это бывает чаще тогда, когда родители разговаривают с ребенком малопонятными ему словами. Ребенок слышит эти слова, они привлекают его своей новизной, и ребенок произносит их не к месту, не осмысливая значения. Помочь детям осмыслить значение новых слов - наша обязанность.
Известно, что культура речи проявляется не только в том, что сказано. Обычное «здравствуйте» может прозвучать приветливо, доброжелательно или небрежно, холодно, презрительно. Все зависит от того, каким тоном мы его произносим и с каким выражением лица. У детей иногда проскальзывают грубые интонации. Надо просто постараться устранить подобные интонации у окружающих взрослых.
Важно уметь отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения держать себя во время разговора. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения. Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод.
Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо. Разъяснять ребенку, что говорить и рассуждать надо только о том, что знаешь. Пусть пословица, «лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удержаться от пустословия.
Воспитывать живого, тактичного собеседника - одна из Задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства. К школе дети должны знать доступные их пониманию правила, помогающие им овладеть культурой речевого общения.