Светлана Глущенко
Консультация для родителей по теме «Развитие мелкой моторики у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский, педагог
Это не просто фраза, а научно доказанный факт.
Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие.
Публикация «Консультация для родителей по теме „Развитие мелкой моторики у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Также, уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению.
Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей, от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.
В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребёнка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.
От 4 до 5 лет
Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.
Определяет предметы в мешке на ощупь.
Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну.
Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.
Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Выполняет упражнение «Колечко». Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
Вырезает ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
Упражнение кулак-ладонь. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
Выполняет штриховку - рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии (угол отклонения 30 градусов, штрихует прямыми линиями, раскрашивает простые формы.
Копирует заглавные печатные буквы. Обводит по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
Рисует простой дом (квадрат и крыша, человека (2–3 части тела).
Складывает ровно бумагу более чем 1 раз.
У детей с плохо развитой мелкой моторикой
• нарушена техника движений;
• страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
• диагностируются недостатки психомоторики;
• плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
• слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
• неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
• затруднения при использовании ножниц.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:
• отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
• сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
• недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
• неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
• если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
• такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов.
Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения.
В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:
Методики развития
• массаж кистей рук и пальцев;
• игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
• пальчиковую гимнастику;
• графические упражнения, штриховки;
• лепку из пластилина;
• собирание конструкторов и мозаик;
• рисование и раскрашивание;
• вырезание ножницами;
• работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
• игры с верёвочкой, шнуровку.