Оксана Околотина
Консультация для родителей по экологии «Учите детей наблюдать в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по экологии
«Учите детей наблюдать в природе»
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.
Публикация «Консультация для родителей по экологии „Учите детей наблюдать в природе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии – главные задачи не только воспитателя, но и каждого родителя.
Уважаемые родители!
Учите ребенка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями и мимикой тех людей, которые его окружают, затем начинает сам увиденному подражать. Наблюдение способствует развитию памяти, внимания, мышления, сенсорного восприятия, формируются нравственные качества.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдений и помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях, которые его окружают.
Гуляя с малышом, вы можете наблюдать за погодой, ветром, дождём, небом, облаками, солнцем, за различными деревьями и кустарниками, цветами, птицами и насекомыми. Так, организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность.
Ребёнку интересно наблюдать за лётом осенней паутины, за изменением окраски листьев у рябины, клёна, берёзы. А сколько радости вызывает золотой листопад, первые снежинки, останавливают внимание на себе прилетающие к кормушкам зимующие птицы. Зимой можно понаблюдать за густым снегопадом, хрупким инеем на веточках деревьев и кустарников, рассмотреть кружевные и не похожие друг на дружку снежинки. Весной ребёнок будет рад понаблюдать как бежит ещё тоненький ручеёк, как формируются почки, как цветёт верба, тополь, береза. Большое любопытство вызывают у ребёнка появление различных насекомых, дождевых червей. Летом ребёнок откроет для себя разнообразие цветов, большое любопытство, хоть и кратковременное вызовет наблюдение за труженицей пчелой и порхающая бабочка, а сколько радости дарит ребёнку радуга-дуга после дождя…
Наблюдая, у ребёнка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
Например: «Скоро раскроются почки и появятся зелёные листочки, так как наступила весна и чаще стало появляться солнышко, стало тепло. Зимующие птицы прилетают, потому что с наступлением весны просыпаются различные насекомые».
С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы длительное время. Это может быть всё что угодно: кошка, живущая в вашем доме, цветок на подоконнике, птицы, прилетающие к кормушке зимой за лакомством, рыбки в аквариуме, рост и созревание плодов и многое другое. Для поддержания и развития интереса ребёнка, вы можете зарисовывать свои наблюдения в альбом.
Как важно, когда в дошкольном возрасте ваш ребёнок учится смотреть на окружающий мир добрыми глазами, замечает красоту родного края, видит разнообразие, величие живой и неживой природы. Тогда можно надеяться, что ваш ребёнок никогда не разрушит муравейник, не обидит самое маленькое живое существо, а полученные знания и наблюдения сохранятся на всю жизнь. Каждый ребёнок поймёт, запомнит и буквально будет следовать таким строкам:
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела.
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Используемая литература:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. (Программа развития)
3. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 144с.
4. Ресурсы интернет.
"Природы красота"
"Белый снег, пушистый"