Елена Михеева
Консультация для родителей «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки к письму
После того, как ребенок научился правильно
держать в руке и использовать карандаш,
нужно начинать работу по подготовке руки к
письму.
Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения некоторые дети испытывают затруднения с письмом : быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Почему нужно готовить руку к письму? Ребенок с плохой моторикой рук весьма вероятно будет испытывать затруднения с письмом. Письмо – это сложный навык, который требует напряжения мелких мышц кисти. А если они нетренированные, неразвитые, то ребенок будет медленно писать, ему будут трудно даваться письменные предметы и, как это не странно, эти дети пишут с ошибками всю школьную жизнь. Спросите, почему? Да потому, что все их внимание сосредоточенно на процессе письма и одновременно думать о грамотности им сложно. Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь – не ждать школу, а готовиться к ней.
В чем заключается подготовка руки к письму :
Натренированность мышцы руки (рука не должна уставать от письма);
Соблюдение гигиенических правил письма : научиться соблюдать осанку при письме, правильно держать ручку и располагать на столе тетрадь;
Научиться держать рабочую строку, соблюдать единый размер букв, узора;
Ориентироваться на листе бумаги (начало строки, сверху, снизу, справа, слева);
Уметь выделять элементы узора, букв, воспроизводить их по элементам;
Воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и владеть написанием основных элементов букв.
При подготовке руки к письму, предлагаем использовать систему упражнений:
Развитие мелкой моторики рук: нанизывание мозаики, аппликация, лепка, рисование пальцами, кистью, застегивание – расстегивание пуговиц, шнуровки, завязывание узелков, мелкий конструктор, игры с мелкими предметами (камни, бусины, спички, «киндеры»).
Пальчиковая гимнастика: от простых сжиманий кисти руки к сложным действиям каждого пальца в отдельности. Сопровождать действия веселыми стишками – потешками, что увеличивает интерес ребенка.
Уверенное использование ножниц: вырезания по прямой линии, затем можно перейти к вырезанию разнообразных геометрических фигур с острыми и закругленными контурами по заранее очерченному наброску.
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Дети, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнение гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования.
Простым, доставляющим юному ученику массу положительных эмоций, но очень эффективным способом подготовки руки к письму, является всеми любимое раскрашивание. Работа разноцветными карандашами (менее желательно фломастерами) не вызывает у ребенка утомления и при этом формирует навыки, полезные для письма. Ребенок учится правильно держать в руках письменные принадлежности и проводить линии разной интенсивности и длины. Дайте во время раскрашивания поработать с разными письменными принадлежностями, чтобы ребенок смог прочувствовать различия при работе с карандашом и ручкой, фломастером и кисточкой.
Отличным упражнением для развития точных движений рук, а также необходимых для успешного обучения письму, является плетение ковриков из полосок цветной бумаги и складывание различных фигурок из бумаги в технике оригами.
Обводки по пунктирным линиям – замечательная придумка взрослых для развития навыков письма. Сначала ребенок обводит картинки и узоры, затем элементы букв и печатные буквы.
Работа в тетради в клетку (графические диктанты, рисование узоров) : рисование простым карандашом палочек, дуг, кружочков, размещая все это в клеточках. Постепенно перейти к более сложным рисункам. Плюсы: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка по клеточкам; формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее; вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо; размещать внутри клеточки круг, букву; соединять углы клеточек по диагонали, вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
Успешность дошкольной подготовки руки к письму во многом зависит от того, сможете ли Вы соблюдать систематичность в проведении занятий по письму. Занимайтесь 2 – 3 раза в неделю по 20 – 30 минут. Старайтесь выстроить занятия так, чтобы Ваш малыш не скучал на них, а воспринимал как веселую игру.
Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!