Наталья Александровна
Консультация для родителей «Правила и техника безопасного использования гаджетов»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Правила и техника безопасного использования гаджетов"
Одна из основных родительских задач — дать ребёнку навыки, которые помогут ему в жизни. Важнейший из навыков в отношении гаджетов — это навык саморегуляции.
Публикация «Консультация для родителей „Правила и техника безопасного использования гаджетов“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Гаджеты. Вред и польза
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Когда мы строго ограничиваем, фиксируем и контролируем время ребёнка в гаджетах, мы не даём этому навыку развиться. У самого ребёнка не возникает потребности и возможности регулировать свои отношения с гаджетами.
В итоге ребёнок проводит за гаджетами ровно столько, сколько дают, и сам за этим никак не следит. Если время, которое вы предоставляете, увеличится, то увеличится и время, которое он проводит за гаджетами.
Ребёнок в такой ситуации не понимает, чем вызвано ограничение, почему это происходит, каким образом это работает. У него есть внешний контроллер, который через какое-то время гаджет вырубает.
Как только этого контроллера не будет — например, ребёнок окажется у бабушки с дедушкой или в лагере, или в гостях у друга, или ещё где-то — это время тут же увеличится. Он будет играть или сёрфить в интернете
столько, сколько можно.
Как научить ребёнка саморегуляции.
Уже с возраста 5 лет можно договариваться с ребёнком о том, что он смотрит один мультик, выключает планшет и приходит к вам.
Если он с этим справляется, то в следующий раз смотрит ещё один мультик, а если у него не получается, то вы заранее договариваетесь, — это не наказание, это заранее оговорённое правило! — что на какое-то время он теряет возможность смотреть мультики.
Можно говорить не о количестве просмотров, а о том, сколько времени у ребёнка есть на гаджет. Предложить засекать время самостоятельно с помощью песочных часов или таймера.
Такой способ подразумевает, что у ребёнка развивается именно то, что нужно, — умение контролировать свои отношения с электронными устройствами.
С ребёнком постарше можно использовать программы контроля экранного времени, но контролировать время с помощью этих программ ребёнок должен сам.
Самый простой вариант — определять с ребёнком количество часов. И заранее договариваться о последствиях нарушения этого ограничения.
В течение недели программа просто фиксирует, сколько времени ребёнок проводит в планшете или в определённых приложениях. В конце недели вы смотрите, как ребёнок соблюдал ограничения.
Когда ребёнок натренируется совершать волевые усилия, можно договариваться с ним о деталях и исключениях. Например, не учитывать в экранное время решение шахматных задач, если ребёнок ходит в шахматный кружок.
Или время за рисованием в графическом редакторе, если ребёнок учится в художественной школе на отделении компьютерного дизайна, или любое другое время, которое ребёнок уделяет полезному контенту — тому, который помогает ему развиваться.
Также помочь ребёнку научиться саморегуляции помогут правила обращения с гаджетами, установленные в семье.
Правила способствуют снижению родительской тревоги и напряжения в семье вокруг темы гаджетов.
10 важных правил пользования гаджетом.
Временные рамки.
Важно их проговорить и строго соблюдать. Не должно быть так, что сейчас соблюдаем, а потом маме/папе нужно поработать — и про правило все забыли.
Места без гаджетов.
Это важно для контроля, чтобы не было ощущения, что смартфон всегда со мной, смартфон – продолжение меня. Можно договориться о том, что гаджетов нет в спальнях или на кухне, или на общем балконе или террасе, где семья пьёт чай по вечерам.
Время без гаджетов.
Это тоже про контроль и про то, чтобы переключаться на мир хотя бы на какое-то время. Идеально договориться, что один раз в неделю семья проводит без электронных устройств. Если это невозможно, договоритесь об определённых часах.
Правила вежливости.
Ставим гаджеты или телевизор на паузу, если с нами заговаривают, если общаемся. Если подходим к ребёнку, который что-то смотрит, знаками даём понять или спрашиваем его, может ли он сейчас поставить на паузу, не требуем от ребёнка немедленного отвлечения. И когда ребёнок подходит к нам и ему что-то срочно надо, он заранее выбранным знаком даёт понять, насколько это срочно. Если разговариваем, вытаскиваем наушники из уха, даже если выключили звук.
Не используем гаджеты во время еды.
Еда должна доставлять удовольствие. Если соединяем еду с гаджетами, мозг не разделяет, откуда пришли эндорфины, от еды или от гаджетов. Поэтому появление гаджетов уже вызывает предвкушение удовольствия, предвкушение радости и счастья, что ведёт к зависимостям.
Также важно, особенно детям, чувствовать вкус и степень насыщения, чтобы научиться есть столько, сколько нужно. Гаджет отвлекает от этих
ощущений.
Не используем гаджеты в определённое время дня.
Сразу после пробуждения дети очень восприимчивы ко всему, что видят, слышат, чувствуют. Поэтому нежелательно брать гаджеты до завтрака. Время, проведённое перед экранами непосредственно перед сном, нарушает производство мелатонина, который очень важен для регулировки сна и бодрствования. Поэтому гаджеты откладываются за 2 часа до сна.
Гаджет не должен быть предметом успокоения.
Если ребёнок плачет, кричит, расстроен, не нужно использовать гаджет, чтобы отвлечь его. Это рождает связку: «Если мне плохо, если мне грустно, если я злюсь и сержусь, значит, мне надо туда».
Это путь к зависимости.
Нельзя использовать экран фоном.
Телевизор не должен работать фоном 24 часа в сутки. Это влияет на режим сосредоточения, на рассеивание внимания.
Детям до 10 лет контент выбирают родители
Ребёнок не должен иметь свободного доступа в интернет. Ребёнок должен пользоваться смартфоном или планшетом, на которые закачены определённые приложения, видео, аудиофайлы и картинки.
Ребёнок, отпущенный в свободное плавание в раннем возрасте, недостаточно критичен к тому, что может происходить с ним в интернете, кто, где и как может с ним разговаривать. Он не понимает, какую информацию можно выкладывать в интернет, какую нельзя.
Соблюдать все правила выше не только детям, но и взрослым
Это нужно делать не только потому, что детям будет проще соблюдать правила, глядя на взрослых, но и потому, что взрослым это тоже полезно.