Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»

Оксана Журавлева
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Развитие грамматического строя речи

Развитие грамматического строя речи второго года жизни.

Когда в речи ребенка начнут появляться первые фразы, полезно давать им образцы оформленных двухсоставных предложений.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие грамматического строя речи“» размещена в разделах

Все «детские» фразы переводятся на грамматически оформленный язык : «Дзика би-би», - говорит ребенок. «Правильно, машина едет», соглашается взрослый. Если быть последовательным в таких разговорах с ребенком, скоро можно будет убедиться, что малыш продвинулся в оформлении фразы и начал использовать окончания.

Затем фраза распространяется до трех слов с помощью прямого дополнения: «Мама моет чашку», «папа читает книгу». Предложение с такой структурой часто встречаются в бытовой речи и поэтому воспринимаются, а затем начинают употреблять довольно рано. Чтобы развить умения ребенка строить фразу из трех слов с прямым дополнением, нужно, во-первых, сопровождать речью такие ситуации, когда можно употреблять эту структуру. Например, малыш строит башню из кубиков. Мама восхищается: «Костя построил башню Или папа приглашает ребенка рассматривать картинки в книге: «Сейчас папа почитает книгу. Неси книгу». Во-вторых, нужно учить ребенка называть деятеля, действие и объект действия при рассматривании простой сюжетной картинки. С данной структурой удобно составлять предложения по сюжетным картинкам, изображающим, кто что ест.

Родительный падеж с предлогом у закрепиться в речи, если малышу показать картинки, на которых нарисованы животные с детенышами. «Вот кошка. У кошки котенок. Вот собачка. У собачки щенок».

Понимание формы дательного падежа возникает, если часто пользоваться такими конструкциями : «Иди к маме», «Дать Ване кашки?», «Принеси папе газету?», «Дай бабушке очки» и т. д. Малыша, выполнившего подобные просьбы, надо похвалить, приговаривая: «Молодец, помог папе, бабушке». В активную речь данную форму можно вводить с помощью вопросов, предполагающих возможность выбора: «К папе или к маме пойдешь на ручки?», «Бабушке или дедушке покажешь картинку?» можно играть с малышом в мяч, перекатывая его по ковру друг к другу и сопровождая игру речью: «К Машеньке покатился мячик. А теперь к маме. Опять к Машеньке. А сейчас к маме». Скоро и ребенок начнет повторять это сопровождение. Кстати, называть ребенка в этом возрасте надо только по имени, не употреблять местоимений. Малыш вас не поймет, если ему сказать «ты». Себя он тоже называет в третьем лице по имени.

Для развития пространственных представлений ребенка нужно научить понимать значения предлогов на, в, над, под, около, у, за.

Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрешками, мячами. «Поставь маленький кубик на большой. Достань мяч из-под стола. Уложи куклу в кроватку. Возьми книжку со стола и принеси маме». После игры попросите убрать игрушки: машинку поставить на полку, книжки сложить в шкаф, кубики собрать в коробку. Во время свободной игры малыша с игрушками уже можно спросить, где у него мишка, на чем стоит матрешка, куда спрятался зайка, то есть побуждать к использованию предлогов в активной речи.

Какие вопросы нужно задавать, чтобы закрепить появляющиеся в речи двух – трехлетних детей грамматические формы?

В первую очередь надо начинать с имен существительных, поскольку они составляют больше половины слов детской речи, а так же и потому, что с изменением существительных изменяются и другие части речи : прилагательные (по числам, родам и падежам, глаголы прошедшего времени (по родам и числам).

Имена существительные уточняются в такой последовательности:

Сопоставление форм винительного и именительного падежей;

Дательный и творительный падежи;

Родительный падеж;

Предложный падеж;

Сопоставление форм предложного, винительного и родительного падежей (Где? Куда? Откуда).

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам.

По картинкам к сказке «Репка» удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы:

Что посадил дед?

Кого позвал дед?

Кого позвала бабка?

Кого позвала внучка?

Кого позвала жучка?

Кого позвала кошка?

Картинки к сказке «Колобок» - отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с:

Откуда скатился колобок?

Почему покатился колобок?

С кем сначала встретился колобок?

А еще с кем встречался колобок?

Рассматривая картинки и сказки «Маша и медведь», обязательно надо спросить:

Куда залезла Маша?

Где спряталась Маша?

Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?

К картинкам по сказке «Гуси-лебеди» можно спрашивать:

Куда пряталась девочка с братцем от лебедей?

Где летали гуси-лебеди?

Публикации по теме:

План работы творческой группы воспитателей ДОУ на 2013–2014 учебный год План работы творческой группы воспитателей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Пчёлка» № 20 на 2013-2014.

Работа с родителями в средней группе на 2013–2014 год Сентябрь. 1) Родительское собрание: "Режим и организация жизни детей" 2) Беседа врача "Расти здоровым, малыш" (анатомо-физиологические особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»
Опубликовано: 25 января 2015 в 15:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Журавлева (УИ 275235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД