Оксана Журавлева
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие грамматического строя речи
Развитие грамматического строя речи второго года жизни.
Когда в речи ребенка начнут появляться первые фразы, полезно давать им образцы оформленных двухсоставных предложений.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Все «детские» фразы переводятся на грамматически оформленный язык : «Дзика би-би», - говорит ребенок. «Правильно, машина едет», соглашается взрослый. Если быть последовательным в таких разговорах с ребенком, скоро можно будет убедиться, что малыш продвинулся в оформлении фразы и начал использовать окончания.
Затем фраза распространяется до трех слов с помощью прямого дополнения: «Мама моет чашку», «папа читает книгу». Предложение с такой структурой часто встречаются в бытовой речи и поэтому воспринимаются, а затем начинают употреблять довольно рано. Чтобы развить умения ребенка строить фразу из трех слов с прямым дополнением, нужно, во-первых, сопровождать речью такие ситуации, когда можно употреблять эту структуру. Например, малыш строит башню из кубиков. Мама восхищается: «Костя построил башню!» Или папа приглашает ребенка рассматривать картинки в книге: «Сейчас папа почитает книгу. Неси книгу». Во-вторых, нужно учить ребенка называть деятеля, действие и объект действия при рассматривании простой сюжетной картинки. С данной структурой удобно составлять предложения по сюжетным картинкам, изображающим, кто что ест.
Родительный падеж с предлогом у закрепиться в речи, если малышу показать картинки, на которых нарисованы животные с детенышами. «Вот кошка. У кошки котенок. Вот собачка. У собачки щенок».
Понимание формы дательного падежа возникает, если часто пользоваться такими конструкциями : «Иди к маме», «Дать Ване кашки?», «Принеси папе газету?», «Дай бабушке очки» и т. д. Малыша, выполнившего подобные просьбы, надо похвалить, приговаривая: «Молодец, помог папе, бабушке». В активную речь данную форму можно вводить с помощью вопросов, предполагающих возможность выбора: «К папе или к маме пойдешь на ручки?», «Бабушке или дедушке покажешь картинку?» можно играть с малышом в мяч, перекатывая его по ковру друг к другу и сопровождая игру речью: «К Машеньке покатился мячик. А теперь к маме. Опять к Машеньке. А сейчас к маме». Скоро и ребенок начнет повторять это сопровождение. Кстати, называть ребенка в этом возрасте надо только по имени, не употреблять местоимений. Малыш вас не поймет, если ему сказать «ты». Себя он тоже называет в третьем лице по имени.
Для развития пространственных представлений ребенка нужно научить понимать значения предлогов на, в, над, под, около, у, за.
Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрешками, мячами. «Поставь маленький кубик на большой. Достань мяч из-под стола. Уложи куклу в кроватку. Возьми книжку со стола и принеси маме». После игры попросите убрать игрушки: машинку поставить на полку, книжки сложить в шкаф, кубики собрать в коробку. Во время свободной игры малыша с игрушками уже можно спросить, где у него мишка, на чем стоит матрешка, куда спрятался зайка, то есть побуждать к использованию предлогов в активной речи.
Какие вопросы нужно задавать, чтобы закрепить появляющиеся в речи двух – трехлетних детей грамматические формы?
В первую очередь надо начинать с имен существительных, поскольку они составляют больше половины слов детской речи, а так же и потому, что с изменением существительных изменяются и другие части речи : прилагательные (по числам, родам и падежам, глаголы прошедшего времени (по родам и числам).
Имена существительные уточняются в такой последовательности:
Сопоставление форм винительного и именительного падежей;
Дательный и творительный падежи;
Родительный падеж;
Предложный падеж;
Сопоставление форм предложного, винительного и родительного падежей (Где? Куда? Откуда).
Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам.
По картинкам к сказке «Репка» удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы:
Что посадил дед?
Кого позвал дед?
Кого позвала бабка?
Кого позвала внучка?
Кого позвала жучка?
Кого позвала кошка?
Картинки к сказке «Колобок» - отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с:
Откуда скатился колобок?
Почему покатился колобок?
С кем сначала встретился колобок?
А еще с кем встречался колобок?
Рассматривая картинки и сказки «Маша и медведь», обязательно надо спросить:
Куда залезла Маша?
Где спряталась Маша?
Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?
К картинкам по сказке «Гуси-лебеди» можно спрашивать:
Куда пряталась девочка с братцем от лебедей?
Где летали гуси-лебеди?