Гульнара Абдулаева
Консультация для родителей «Развитие интеллектуальной и творческой личности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовить ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество - самовыражение и самоутверждение личности. Как развивать творческие способности детей
Публикация «Консультация для родителей „Развитие интеллектуальной и творческой личности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Каждый человек понимает, что развитие творческих способностей у детей – это залог воспитания гармонично развитой, интересной и креативной личности. Даже если будущее вашего чада не будет связано с какой-либо творческой деятельностью, то это не значит, что такие способности ему не понадобятся.
Каждый ребёнок индивидуален, имеет определенные задатки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации – задача весьма важная. Пытаясь понять мир, дети фантазируют, поскольку не могут ещё объяснить те или иные явления реальности. По мере накопления жизненного опыта ребенок всё больше узнаёт и умеет делать. И чем больше и шире объём его знаний, чем богаче и разнообразнее представления и воображение, тем больше уверенности и изобретательности в умениях и навыках, а значит, любознательности и заинтересованности в различных видах деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям». Если же у него недостаточно знаний, умений, он не может выразить свои мысли и чувства, в полной мере. Это грозит потерей интереса, сужением кругозора, отказом заниматься тем или иным видом деятельности. «Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».
Для того, чтобы развивать творческие способности у ваших детей вам понадобится: желание и время. И конечно, дополнительные прикладные материалы (краски, пластилин, музыкальные инструменты и т. п.). Однако набор этих вещей вы можете варьировать по собственному желанию.
Первым делом создайте все условия для творчества. То есть приобретите необходимые материалы, выберите время для занятий. Ребенок первое время будет нуждаться в вашем руководстве и помощи. Всегда одобряйте и подбадривайте вашего ребенка, если он решил заняться творчеством. Никогда не стоит ругать или наказывать его за это. Даже если ребенок весь перепачкался красками и пластилином. Старайтесь поощрять и развивать инициативу вашего ребенка, а не заставлять его что-то делать в обязательном порядке. Никогда не забывайте сопоставлять возраст и возможности своего ребенка с тем, что он делает. Помните, что ваша главная цель не получение с первых занятий превосходных работ, а развитие способностей. Играйте с ребенком. Рисуйте, придумывайте истории, лепите из пластилина, раскрашивайте, пойте. Чем больше времени вы сможете выделять на игры с ним, тем лучше. Отправьте ребенка на занятия в специальные творческих кружки (музыка, рисование, пение, театральное искусство и т. п.). Общение со своими сверстниками и профессиональными учителями в данных вопросах так же может помочь развить творческие способности.
Знаете ли вы что?
Исследования показали, что у детей, воспитанием которых больше всего занимаются бабушки, творческий потенциал на 40 процентов выше! То есть мыслят они оригинальнее, чем их сверстники. А ведь именно эта черта - умение находить нестандартные решения, отыскивать новые пути - свойственна гениям. Дело в том, что бабушки чаще, чем родители, хвалят ребенка, предоставляют ему возможность выбора и самовыражения.
Формирование интеллектуальных умений и навыков – первостепенная задача обучения. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Еще Сухомлинский В. А. указывал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Посредством развивающих игр не только закрепляются, повторяются полученные знания, умения у детей, но и приобретаются новые знания, умения. В любой серии развивающих игр зарождаются и развиваются многие личностные качества ребенка : самостоятельность, целеустремленность, любознательность, уверенность. Многофункциональность развивающих игр позволяет решать разные задачи, развивать мелкую моторику рук, математические проявления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности, возможность реализовать творческий потенциал, заложенный в каждой игре. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, развивающие игры предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности и формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Исследование показало, что развивающие игры являются одним из эффективных средств развития у детей интеллектуальных умений.
Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от индивидуальных особенностей их мозга, но также от того, как развивается мозг в детстве и юности. Это развитие во многом определяется тем, как усердно родители занимаются с ребенком, сколько времени и усилий они на это тратят. Если родители много занимаются со своими детьми, они вполне могут добиться, чтобы произошло развитие интеллекта их детей. В то же время, если родители предоставляют детей самим себе, не уделяют должного внимания развитию их интеллекта, вполне вероятно, что этот интеллект будет развиваться слабо.
Для укрепления и развития интеллектуальных способностей детей специалисты советуют использовать шашки, шахматы, головоломки, ребусы. Они развивают логику и математические способности детей. Даже если ребенку не захочется стать великим математиком, а он будет стремиться к достижениям в гуманитарной либо художественной области, логическое мышление ему никогда не помешает. Для развития интеллектуальных способностей детей очень полезно заниматься с ними музыкой, литературой, художественной лепкой, рисованием. Подобные занятия положительно отражаются на интеллектуальных способностях детей. Кстати, к музыке детей рекомендуют приучать еще в утробе матери и сразу после их рождения.
В детском возрасте потребность в творчестве очень велика, и способность к творчеству проявляется достаточно рано, поскольку в самой природе ребенка заложена восприимчивость и предрасположенность к нему.
7 советов родителям, желающим развивать способности своих детей
1. Избегайте однобокости в учебе и воспитании.
2. Не лишайте ребенка игр, забав, сказок, создавайте условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.
3. Помогайте ребенку в удовлетворении основных нужд, поскольку человек, энергия которого скована решением повседневных проблем, менее способен к достижению высот самовыражения.
4. Оставляйте ребенка в одиночестве, позволяйте ему самому заниматься своими делами. Помните — если вы хотите своему ребенку добра, научите его обходиться без вас.
5. Поддерживайте любые творческие проявления ребенка, сочувствуйте его неудачам. Избегайте критики и низкой оценки творческих способностей ребенка.
6. Уважайте любознательность ребенка, его новые идеи. Отвечайте на любые вопросы, даже на те, которые, по вашему мнению, выходят за рамки дозволенного.
7. Учите ребенка не тому, что может он сам, а лишь тому, что он может осилить только с помощью взрослого.
Одна из главных задач и родителей и педагогов - научить детей своими руками выполнять различные творческие задания : создать рисунок, аппликацию, вылепить фигурку, спеть, станцевать и т. д. При этом ребёнок должен получить удовлетворение от своей деятельности, то есть и сам процесс творчества, и результаты его должны вызывать положительные эмоции. К тому же художественное творчество - это не только получение новых знаний и умений, но и воспитание волевых качеств личности, прикладывание умственных, физических, трудовых усилий. Поэтому очень важно предоставлять детям самостоятельность в решении творческих заданий, нагружая их содержанием, способствующим формированию эстетических представлении, развитию эстетического восприятия, мышления, воображения, чтобы они не копировали, а осознанно создавали собственные образы в рисунках, лепке, импровизациях и т. д.
Список литературы:
1. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М. : Издательский Дом «Зимородок», 2006.
2. Родительский собрания в детском саду. Младшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2013.