Марина Шаблаева
Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения.
Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить обещанную награду от родителей или же все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок не хочет читать, Что делать?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился.
Если ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора; видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению (например, как подставка под кастрюли) или стоят на полках только как часть интерьера, роскошное дополнение к дорогой мебели, то вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания читать книги.
Культура обращения с книгой закладывается в семье.
Если же ребенок часто видит родителей за книгой, родители обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги, то у ребенка появится интерес к книгам.
Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто до этого представлялось ребенку : буквы бы только выучить, и читать можно. И какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается! А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама!
К сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать первые попытки самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. Ребенок, когда начинает учиться читать, видит раздражение мамы: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда я не научусь читать. Это слишком трудно» А кому хочется неудач? Появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу.
Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения: «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет» Но, отодвигая проблему, они ее не решают, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникнет, да еще и усугубится: желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка, ведь в любом случае можно попросить родителей, и они не откажут, так зачем самому учиться?
Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?
1. Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя (к тому же еще и критика, ведь вы же следите за текстом и исправляете).
На первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше- родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь его к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролями-то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы.
Почувствовав, что ребенок уже достаточно может прочесть больше, но не решается, предоставьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги.
2. Для освоения читательского умения встает вопрос правильного выбора книги с крупным, ясно напечатанными шрифтом. Хорошо если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка.
3. Взрослым обязательно следует помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Независимо от того, большой текст прочитан ребенком или маленький, простой по содержанию или сложный, обязательно поговорите с ребенком о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес. Похвалите, даже если не очень получалось.
4. Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал читать книгу, то следует дочитать ее до конца. Книгу нужно читать последовательтно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, возвратиться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение.
5. Не забывайте, что первое чтение-это чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает.
6. И еще о выборе книг. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Желательно активно посещать с ребенком детскую библиотеку, ведь здесь большой выбор книг, при этом действительно соответствующих детской тематике, возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы.
7. У ребенка появляется новая роль, теперь он- читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. Но если выбрал, то обязан прочитать в указанный срок и вернуть в хорошем состоянии. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.
Детские книжки просты по содержанию. Но они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, дарят радость познания. Книги приходят к малышу в раннем детстве, чтобы стать его друзьями, помощниками на всю жизнь. В них он потом будет находить отклик своим переживаниям, размышлениям, искать ответы на вопросы и проблемы. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут.