«Речевая готовность детей к школе». Консультация для родителей

Марина Гаткер
«Речевая готовность детей к школе». Консультация для родителей

Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают всё большую тревогу. Существенное место среди этих волнений занимают заботы о школьных умениях и навыках чтения, письма, счёта. Одно из наиболее распространенных родительских заблуждений состоит в том, что ребёнок, который может быстро произносить названия всех цифр от 1 до 100, читать слова и предложения на первых страницах букваря, писать печатными буквами и рассказывать по картинке, готов к школе. Это заблуждение усугубляется ещё и тем, что при записи ребёнка в школу до недавнего времени выяснялись прежде всего знание числового ряда и техника чтения. У многих родителей создаётся ложное представление о том, что умение читать и считать – это главные гарантии дальнейших школьных успехов. В том, насколько обманчиво и опасно это широко распространённое мнение, они убеждаются очень скоро. Ко мне нередко обращаются родители первоклассников со специфическими нарушениями письма и чтения – дисграфией и дислексией. Такое заключение звучит как приговор, а родители недоумевают: «Мы ходили в школу развития. Ребёнок умел читать и печатать!» Между тем, учителя предпочитают «получить» ребёнка, которого специально не учили ни писать, ни читать. Почему? Потому что процесс письма и чтения имеет очень сложную психофизиологическую структуру, и неправильное обучение до школы только затрудняет этот процесс в школе: учителю приходится не столько учить, сколько переучивать ребёнка. Так что же, всё пустить на самотёк и не заниматься с ребёнком? Нет, обязательно заниматься, рассматривая занятия как формирование базиса для успешного обучения письму и чтению. Это особенно важно, так как в основе письма и чтения лежит целый пласт способностей и навыков: интеллектуальное развитие, сукцессивные функции, способность к символизации и навык звуко-буквенной символизации, наглядно-образное и ассоциативное мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координации, зрелость моторики, графомоторные навыки, устная речь, фонематическое восприятие и навык фонематического анализа.

Что же стоит за каждым из этих компонентов?

Интеллектуальное развитие предполагает достаточно высокий уровень представлений ребенка об окружающем, владение им мыслительными операциями сравнения, обобщения, классификации предметов, сформированность способности к установлению причинно-следственных связей.

Под сукцессивными функциями подразумевается способность к восприятию, запоминанию и воспроизведению рядов различного типа: двигательного (перебор пальцев, выполнение многоступенчатых инструкций и нескольких движений, слухового (воспроизведение времён года, дней недели, месяцев, цифрового ряда в прямой и обратной последовательности; ритмов, звуков, слов с постепенным наращиванием в прямой и обратной последовательности; предложений разной длины и их распространение); зрительного (воспроизведение ряда предметов, продолжение ряда с сохранением принципа чередования, обнаружение изменений в последовательности фигур, предметов, картинок).

Способность к символизации - это умение изображать символами предметы, действия. Чтобы его сформировать, надо заучивать стихи и составлять рассказы с помощью мнемотаблиц. На начальном этапе работы символы предлагает взрослый, а затем ребенок подбирает их самостоятельно. Такая работа с символами облегчает освоение букв.

К старшему дошкольному возраст формируется наглядно-образное и ассоциативное мышление: ребенку надо уметь без труда определять, на что похожи предмет, буква.

Зрительно-пространственное восприятие будущего школьника должно достигать уровня, когда он без труда называет цвета и их оттенки, геометрические формы и фигуры, хорошо владеет пространственными ориентировками на собственном теле, в окружающем пространстве и отражает их в речи с помощью предлогов, наречий. Очень важно, чтобы ребенок умел складывать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, находить недостающий «лоскуток-заплатку» в орнаменте, прослеживать взглядом лабиринты, узнавать наложенные и контурные изображения.

Необходимый уровень зрительно-моторной координации требует от дошкольника умения обводить изображение по контуру, раскрашивать и штриховать, дорисовывать недостающие детали и незаконченные рисунки.

Необходимо научить ребенка рисовать по памяти с целью изображения как можно большего количества деталей, вязать, плести, сортировать мелкие предметы.

Важнейшими компонентами функционального базиса письменной речи являются мелкая моторика и графомоторные навыки. Мелкая моторика формируется с раннего возраста через пальчиковые игры, манипуляцию с мелкими предметами: мозаикой, различными крупами, бусинками, пуговицами. А вот графомоторные навыки начинаем формировать только с 6 лет путем ряда упражнений: обводка клетки в тетради, вписывание в клетку различных фигур и элементов букв, рисование по клеткам, печатание букв.

Неразвитость хотя бы одной из этих способностей, несформированность хотя бы одного из этих навыков ведёт к нарушениям письма и чтения при первом же «удобном случае»: ухудшении здоровья ребёнка, несовпадении темпа, заданного учителем, с собственным темпом ученика, в стрессовых ситуациях и т. д.

Таким образом, становится очевидным, что дошкольное детство – период формирования базиса письменной речи, а не собственно обучения письму и чтению. Поэтому при выборе школы развития для своего ребёнка родителям следует прежде всего обращать внимание на педагогические цели и содержание деятельности, которые там предлагаются.

Наряду с вышеперечисленными неречевыми функциями, лежащими в основе письменной речи, важной базовой способностью является устная речь. Речевая зрелость дошкольника должна достигнуть определённого уровня, при котором речь превращается в универсальное средство познания и общения, в орудие мышления. Ребёнок может излагать свои мысли связно и логично, эмоционально и выразительно. Важным показателем речевой зрелости является понимание ребенком литературного произведения, умение изложить последовательность своих действий перед началом практической или интеллектуальной деятельности. В целом речь дошкольника становится особым видом произвольной деятельности, имеющей свои формы: слушание, беседа, рассуждение, рассказ.

Очевидно, что требования к речевому развитию дошкольника, поступающего в школу, очень высоки. Однако родители не всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая развить речь ребёнка, делают это неправильно. Мама недоумевает: «Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним, но результата нет. Он сам не может описать самую простую картинку, ни о чём рассказать не может». Не удивительно, ведь это мама рассказывала, говорила, объясняла, а не ребёнок. Для того, чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того, чтобы у него сформировалась связная речь, т. е. умение связно выражать свои мысли, представления, эмоции, необходимы некоторые условия.

Во-первых, у ребёнка должен быть стимул для развития разговора. Этим стимулом могут стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребёнка, тем больше поводов для разговора.

Во-вторых, у ребёнка должны быть сформированы представления об окружающем. Малыш повседневно сталкивается с предметами и явлениями, перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это?», «Как это называется?», «Из чего и как это сделано?», «Для чего это нужно?» Четкие и обстоятельные ответы взрослых на эти вопросы способствуют обогащению предметных представлений и словарного запаса ребенка. При этом знакомить с предметами и явлениями окружающей жизни надо постепенно.

В-третьих, важно научить ребёнка играть со словом. Ему надо помочь понять смысл каждого слова и запомнить его, научить употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. Но назвать один раз слово, объяснить его смысл ещё недостаточно. Для закрепления нового слова можно показать ребёнку картинку с изображением этого предмета или явления, прочитать рассказ или стихотворение о них, поупражняться в употреблении нового слова в различных ситуациях. Именно такая работа со словом обогащает активный предметный словарь ребенка.

Важным показателем зрелости речи является её образность и выразительность. Детская же речь, как правило, бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребёнку освоить качества знакомых предметов, ведь его жизненный опыт еще мал и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенку необходимо не только увидеть предмет, но и потрогать, сжать, сдавить, взвесить, погладить его, сравнить с уже знакомыми предметами. Только тогда в словаре появятся прилагательные. Хотя обогащение словаря происходит, главным образом, при непосредственном восприятии окружающего, словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом, включающая целую систему упражнений: подбор антонимов и синонимов к заданному слову, договаривание предложений с антонимами, отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках, составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льётся) и парой антонимов (умный - глупый, весело - грустно, объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте (ушко зайчика-ушко иголки) и другие речевые игры.

Игра в слова может скрасить долгий путь в транспорте и разнообразить детский досуг. При желании можно найти десятки вариантов собственных путей формирования речи ребёнка.

Словарный запас шестилеток, хорошо владеющих речью, составляет более 3000 слов. Но, чтобы ребёнок обладал таким словарным запасом, следует систематически работать над этим.

В-четвертых, важным условием развития связной речи ребенка является правильная речь взрослых, ведь он первоначально осваивает речь только по подражанию. Если малыш слышит речь небрежную, нечёткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то будет говорить так же, а если окружающие говорят четко, ясно, спокойно, то он будет говорить в соответствии с этим образцом. Иногда в речи пяти - шестилетних детей встречаются грамматические ошибки. Взрослые обязательно должны исправлять их, предлагая повторить правильную форму слова. И это очень важно, т. к. ребёнок ещё не умеет читать и все правила словоизменения и словообразования он постигает из речи окружающих, многократно повторяя в различных ситуациях ту или иную грамматическую форму, пока она не войдёт в его речь.

В-пятых, ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка. К сожалению, родители не всегда осознают, что ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется их общение со сверстниками. Всё это ещё более осложняет процесс обучения.

К 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки. Однако в силу разных причин, индивидуальных особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. И таких детей становится всё больше. Коррекция звукопроизношения – сложный, длительный процесс. Поэтому следует обратить внимание на речь малыша в возрасте 4-5 лет, когда до школы ещё есть время, и при необходимости обратиться за помощью к логопеду. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит. В итоге неизбежны ошибки и при письме.

Одной из причин дисграфии является так называемая фонематическая глухота. Большая часть первоклассников не имеет понятия о звуковом строении слова. Многие дети слушают, но не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию (б-п, г-к, д-т, третьим трудно вычленить один звук. А между тем, уже в четыре года можно научить ребёнка выделять звуки в слове, акцентируя их голосом, различать на слух твёрдые и мягкие согласные, сравнивая звуки речи с природными и бытовыми шумами, называть слова с определённым звуком, находить место звука в слове, то есть проводить звуковой анализ слова.

В-шестых, навыки связной речи формируются при целенаправленном руководстве взрослого, путём систематического обучения. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Начинать развивать связную речь ребёнка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок ребёнку дошкольного возраста в силу того, что он получает готовый речевой образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, овладевают живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность их формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ. При этом идти нужно постепенно: от воспроизведения сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» - к пересказу маленьких рассказов Л. Толстого, К. Ушинского, Н. Калининой, В. Осеевой, а затем и более объёмных текстов, которые можно пересказывать выборочно.

Следующим, более сложным этапом формирования навыков связной речи является обучение ребенка описательному рассказу. Хорошим стимулом для начала этой работы может стать его интерес к игрушкам. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребёнка к составлению рассказа – описания. Это сложная форма монологической речи, поэтому предлагаем ему образец или схему, отражающую последовательность описания (мнемотаблицу).

После освоения ребёнком таких форм связной речи можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картинке, с использованием набора предметов. Своеобразным итогом работы по развитию связной речи можно считать умение дошкольника составлять различные творческие рассказы. Очевидно, что обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка.

Надеюсь, что мне удалось развеять заблуждения некоторых родителей о том, что главный критерий готовности ребенка к школе – его умение читать и писать. Теперь они осознают, что важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики и особенно движений руки, пальцев. И вслед за пониманием этой истины придет, я уверена, осознание того, что процесс закладки фундамента школьной успешности ребенка требует от взрослых терпения, такта, мудрости, любви.

М. Л. Гаткер, учитель – логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида "Семицветик"

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Наступила весна. А с ней начали записываться в школу будущие первоклассники. Пройдет совсем не много времени –отзвенит звонок, и малыши.

Советы логопеда «Речевая готовность ребёнка к школе» Наступила вторая половина учебного года. А значит, пора родительских собраний для будущих первоклассников. Выступление учителя - логопеда.

Консультация для родителей детей старшей группы «Готовность ребенка к школе» Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки детей к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать практические рекомендации.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Речевая готовность детей к школе». Консультация для родителей
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 11:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Сценарий праздника «Осенины у бабушки Арины и деда Матвея»
Осенины у деда Матвея и бабушки Арины. 2 младшая, средняя группа. Музыкальные руководители МДОУ "Колосок" Жулдыбина Ю. В, Пылихина О. М. Под...
Музыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятия
Музыкально-дидактическая игра - это один из самых интересных, ярких, красочных видов музыкальной деятельности. Дети всегда с большим удовольствием...
Мастер-класс «Маракуны из полимерной глины»
Маракун! Как вкусно в этом слове! Очень захотелось попробовать слепить французские миндальные пирожные макаруны. В последнее время они стали весьма популярны...