Папки-передвижки

Консультация для родителей «Роль теневого театра в развитии речи детей»

Наталия Саратова
Консультация для родителей «Роль теневого театра в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей "Роль теневого театра в развитии речи детей"

Речь – явление социальное, служащее средством общения людей друг с другом. С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства и потребности, делимся впечатлениями и пережисваниями.

Публикация «Консультация для родителей „Роль теневого театра в развитии речи детей“» размещена в разделах

В дошкольный период жизни ребёнка появляются сверстники, другие дети, с которыми устанавливаются определённые, порой очень непростые отношения. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, играют то вместе, то порознь и т. д.

Первый опыт взаимоотношений со сверстниками накладывает

отпечаток и на развитие личности ребёнка и во многом определяет характер отношения ребёнка к себе, другим, миру в целом. Однако этот опыт не всегда складывается удачно, и у многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое

может иметь в будущем весьма печальные последствия. Поэтому очень важно вовремя помочь ребёнку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками, научить их правильно выстраивать отношения с окружающими и освоить социально приемлемые формы поведения в обществе. Эта задача стоит и перед педагогами детского сада, и перед родителями. Решить её, на наш взгляд, можно через привлечение детей к искусству театра теней.

Театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Театр теней - это удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем

дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчётливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчётлива. Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней

дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.

Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее.

Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы

персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.

Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие

воспитатели и педагоги дополнительного образования прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Вместе с тем, анализ образовательных программ и учебно-методических пособий показал, что на сегодняшний день нет парциальных программ и методических разработок, которые можно было бы применять в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Поэтому использование театра теней в практике работы детских садов нашей страны зачастую ситуативно и бессистемно.

Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Однако им интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям,

бабушкам и дедушкам – всё это доступно дошкольникам, поэтому

чрезвычайно увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями. Театр теней можно сделать быстро. Для начала надо сделать экран. В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и тонкой ткани. При наклеивании необходимо плотно натянуть ткань на рамку.

Неровностей на поверхности должно быть как можно меньше, от этого зависит, насколько чётко будут выходить тени – актёры. Можно по сюжету сказки оформить интерьер. Если действие происходит лесу, можно вырезать силуэты веток и приклеить их к рамке с внутренней стороны. Если в замке, можно вырезать колонны. Важный момент для теневого театра – установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты должны находиться

между источником света и экраном. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актёры – люди. Силуэтные картинки или силуэты могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла. Фигурки для теневого театра сделать очень просто. Силуэты можно подготовить на компьютере, найти в Интернете или

нарисовать самим, распечатать на принтере на обычных листах А4

По рисунку вырезать из тонкого картона силуэты и прикрепить к ним бумажную трубочку. Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требуют у ребят вступать в беседу, всё это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе. Развивает : творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь. На начальных этапах приобщения детей к искусству театра теней, в подготовке и показе спектакля принимают участие лишь взрослые (педагоги и родители, но постепенно привлекаются и дети. Сначала они разыгрывают сценки – импровизации, шутят и веселятся, экспериментируя с тенью от собственного тела (или его частей – головы, рук, игрушек, плоских фигур и различных предметов. И попутно учатся управлять тенью, «оживляя» её в небольших постановках.

Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.

Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов,

отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками.

Очень важно потренироваться выполнять движения и жесты героев, чтобы они были чёткими, выразительными и понятными зрителям. А также продумать взаимное перемещение и размещение героев (если одновременно их несколько) на экране, ведь если наложить одну тень на другую, на экран проецируется бесформенный силуэт.

Создать актёров – кукол совсем несложно. Сейчас многое можно

приобрести в магазине, но есть вариант сделать их самим. Ведь сам процесс изготовления кукол для теневого спектакля, сочинение сказки не менее интересны для дошкольника, чем выступление. Каждая кукла – актёр, созданная руками ребёнка, уникальна и неповторима. А совместное творчество играет немалую роль в развитии детей. В процессе создания куклы дети учатся быть более общительными, дружелюбными, отзывчивыми.

При использовании в спектакле подвижных кукол с ней должны

работать несколько человек одновременно. Чтобы движения куклы были чёткими и понятными зрителю, юным кукловодам нужно учиться работать слаженно, а значит забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. А при использовании плоской фигуры надо заранее учесть, с какой стороны она появиться и чтобы фигура была повёрнута профилем в нужном направлении. А это значит, что надо договориться, кто из кукловодов будет управлять той или иной куклой.

Развитию речевого общения дошкольников способствует и распределение обязанностей при подготовке к спектаклю. Не всегда в спектакле используются подвижные куклы, а ролей по сценарию часто оказывается намного меньше чем желающих участвовать в качестве героев постановки. И тогда мы вспоминаем о других работниках театра помимо актёров : кассиры, декораторы, осветители и т. п., без которых в театре не обойтись.

Для детей можно использовать много разных спектаклей: от

инсценирования произведений устного народного творчества до постановки по мотивам больших литературных произведений, а также теневых представлений по собственным сценариям с использованием рукотворного реквизита.

Можно организовать представление таким образом, что кто – то из детей читает текст за автора, какая – то группа участников показывает на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку, а кто – то может быть зрителем. А в следующий раз все обязательно поменяются ролями.

Дети сами по себе удивительно открытые и творческие натуры.

Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остаётся в памяти каждого ребёнка.

Участие в постановках благоприятно влияет на эмоциональную сферу, обогащая её. А также учит понимать чувства свои и окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения

выражать свои мысли, чувства, отношения. Совместная подготовка спектакля (изготовление фигурок отдельных персонажей и декораций) в полной мере содействует развитию не только творческих способностей каждого ребёнка, но и речевого общения со сверстниками. Групповые постановки помогают многим детям избавиться от речевых и поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе. Ведь в одиночку спектакля не сыграешь.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль теневого театра в развитии речи детей»
Опубликовано: 17 июня 2020 в 12:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль теневого театра в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Саратова (УИ 1169349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД