Надежда Евгеньевна Цыликова
Консультация для родителей «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Форма народной загадки – это краткость, яркость, ёмкость образа, лексика, ритм. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Разгадывание загадки и ее составление требуют у ребенка пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивает любознательность, наблюдательность, учит воспринимать мир образно и многогранно, учит думать и анализировать. Загадка представляет собой словесно - логическую задачу. Отгадать загадку, значит, найти решение задачи, правильно ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Решение логических задач основано на выделении всех признаков (анализе) и объединении их в одно целое (синтезе). Конкретность и достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу, тем самым расширять знания детей об окружающем мире. Многообразны воспитательные и образовательные возможности загадки. Загадка формирует любовь к своему народу, его творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводит ребенка в прекрасный мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Разгадывание загадок и самостоятельное их составление способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Часто в загадках, особенно народных, встречаются слова незнакомые ребенку - важно пояснить их значение. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как многогранное, живое речевое средство. Это совершенствует языковую подготовку ребенка, успешно развивает его мыслительные способности. Загадка помогает осваивать синтаксис родного языка: синтаксические особенности загадки становятся привычными, доступными и понятными. Дети усваивают различные способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов. Загадка заставляет ребенка анализировать её языковую структуру, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость. Загадки имеют большой познавательный смысл. Каждая тематическая группа загадок содержит круг сведений об окружающем мире. Огромна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными мелодиями и ритмами, подготавливают ребенка к более полному, глубокому восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы. Доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличающихся от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать аргументы. Для речи-доказательства: во-первых, во-вторых. В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями (в том числе сложноподчиненными, с помощью которых выражаются логические связи загадки : если – то, потому что, так как, так что., поэтому, значит. Доказательство отгадок вызывает у детей живой, искренний интерес, формирует мышление и речь ребенка. Загадка позволяет обучать рассуждать и доказывать легко и непринужденно. Необходимость доказывать убедительно, последовательно, развернуто - тренирует ребенка в использовании различных языковых средств: грамматических и лексических. Загадка-описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами и сочетанием слов, образными выражениями. В загадке дети видят, как языковые средства объединяются в описательный текст – это помогает развивать у детей способность понимать и создавать описательную речь. Анализ загадки помогает не только понимать и разгадывать её, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный и яркий образ.