Наталья Завадская
Консультация для родителей «Рождество и Новый год на Кубани — семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Рождество и Новый год на Кубани - семейные традиции
Рождество Христово было у кубанских казаков самым значимым из всех
зимних праздников – к нему готовились заранее, ведь рождественский
стол символизировал достаток, изобилие и благополучие.
Обычно к нему резали кабана, барашка, гусей, индеек, делали холодец и
колбасы, пекли пироги с разнообразной начинкой. Однако, главным блюдом
стола считалась кутья, приготавливаемая к вечеру Рождества, ее еще
Публикация «Консультация для родителей „Рождество и Новый год на Кубани — семейные традиции“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кубань
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Новый год. Консультации для родителей
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
называли «багата кутья» или «вечеря». Чаще всего кутью готовили из
пшеницы или ячменя, поскольку рис не всегда был доступен казакам. К кутье
полагалось сварить узвар – напиток из сухофруктов. И хотя приготовлением
кутьи занималась хозяйка дома, первой кутью мешала дочь. После, с этой
ложкой, она выходила на крыльцо, где слушала, с какой стороны запоёт
петух (считалось, что туда она должна будет выйти замуж). Кутью и узвар
ставили в Святой угол на покуть – там предварительно простилали сено.
При этом квохтали, чтобы куры неслись и приговаривали: «Узвар на базар, а
кутя на покути! Кво-кво-кво!». Сено, на котором стояла кутья, не выкидывали,
а подкладывали в гнезда курей или отдавали худобе. Однако перед этим
хозяин дома искал в сене шерстинку – на Кубани верили, что в будущем году
нужно будет приобретать скот и птицу той же масти, что и найденная шерстинка.
Очень красивый обычай бытовал в станице Новолокинской. За две
недели до Рождества отец срезал ветку вишни, на которой обязательно
должно было быть еще семь небольших веточек. Срезанную вишню, в
горшочке с водой, ставили в Святой угол, и к Рождеству она вся
покрывалась цветами.
Вечеря – это традиционный семейный ужин, для которого в
родительский дом сходились женатые сыновья со своими детьми и
приглашались одинокие соседи. Кстати, вечеря рассматривалась еще и как
поминовение умерших, поэтому на стол обязательно ставили лишний
прибор.
Трапеза начиналась с появлением первой вечерней звезды, и вначале
всегда разговлялась кутьей, которую вместе с узваром предварительно
окропляли святой водой. Первая ложка кутьи являлась прерогативой главы
семьи. Именно хозяин дома приглашал к столу Мороза, для чего он, сидя за
столом или взяв ложку с кутьей, подходил к окну со словами: «Мороз, Мороз,
иди до нас вечерять! Не морозь наших телят, курчат, гусят, поросят и нас!».
Вечером начиналось любимое занятие детей и подростков – «ношение
вечери». По кубанскому преданию, носить кутью с пирожками непременно
должны были мальчики, так как казаки верили, что пока это происходит,
миру не угрожает конец света. Кутью обязательно несли крестным
родителям, бабушке с дедушкой и близким родственникам. Заходя в дом,
дети говорили: «Здравствуйте, с праздничком, с Рождеством Христовым!
Папа и мама вечерю вам прислали». Хозяева пробовали кутью, а взамен
докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки:
мелкие деньги, конфеты и орехи. Также девочкам дарили платки и кукол, а
мальчикам – рубашки и деревянных коников. Ранним рождественским утром
мужчины, парни и мальчики, объединившись в небольшие группы,
отправлялись рождествовать или христославить. Накануне для проведения
этого обряда они изготавливали из фанеры, сита и обруча «звезду», чаще
всего восьмиконечную. Лучи «звезды» обычно украшали цветной бумагой,
лентами и бумажными цветами, внутри «звезды» ставили иконку, свечу или
лампадку. Готовую «Звезду» несли на высоком шесте впереди группы
рождествующих. Все старожилы отмечают, что рождествующим никогда не
отказывали в проведении обряда, и всегда с нетерпением ждали, когда же
они постучат в двери дома со словами: «Пустите порождествовать!».
Первого вошедшего мужчину просили сесть на шубу, что лежала на пороге,
и «поквохкать» – дабы куры водились. Затем рождествующие, поставив
«звезду» перед собой, обращались в Святой угол (он находился на востоке,
и исполняли тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш!». Пришедших
щедро одаривали колбасами, салом, пирожками, конфетами и мелкими
деньгами. Взрослых могли посадить за стол с угощениями и вином. Такая
щедрость основывалась на поверье – не принять рождествовальщиков
считалось большим грехом. Кстати, согласно традиционным
представлениям, в дом на Рождество Христово первым должен был прийти
мужчина – это сулило семье счастье и благополучие.
Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января
1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у
ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых,
еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей,
пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу
или ветке на вороты поставить. И в знак этого начинания и нового столетняго
века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом, желая в делах
благополучия и в семье благоденствия…»
Традиция устанавливать в домах на Новый год наряженные елки пришла к
нам из Европы. Там зеленые деревья впервые внесли в дом в 17-м веке.
Они символизировали мировое дерево, из которого. Согласно
представлениям древних, вышли все люди.
Елку обвешивали маленькими игрушками для детей, угощениями, орехами,
которые раздавали детям в конце праздника. Примечательно, что раньше
главная новогодняя красавица должна была находиться в доме не больше 7
дней с 6 по 13 января.
Между тем для жителей Кубани новшества вовсе таковыми не стали. В
наших краях издавна повелось в начале января ходить друг к другу в гости,
посещать родителей невесты, дети приходили к бабушкам и дедушкам. В
семьях обязательно пекли праздничные блюда. По улицам гуляли ряженые,
молодежь устраивала массовые гуляния с хороводами, веселыми играми и
обязательными катаниями на санях с горок.
В ряде станиц в честь наступления нового календарного года в казачьих
станицах проводили веселый колоритный обряд – вождение козы. Толпа
нарядно одетых парней и девушек водили по дворам «козу» - ряженного,
одетого в тулуп шерстью наружу в маске с рогами и колокольчиками.
Поводыри также должны были надеть тулупы наизнанку.
Коза в народных обрядах является символом и стимулятором плодородия,
богатства. Поэтому казаки верили, что в доме, в котором побывала «коза» в
следующем году будет достаток и благополучие.
Практически в каждом доме в казачьих станицах перед новым годом
смолили свиные туши – это было одно из главных праздничных блюд.
Список праздничных блюд у всех был примерно одинаков: колбаса, кутья,
узвар (компот, пирожки с фасолью, орехом и картофелем.
Собираясь в гости, казаки брали с собой угощения для хозяев: бублики,
семечки, печеный кабак или конфетки из кабака, а также моченые яблоки и
арбузы. На стол клали только то, что бралось в руки. Обязательно пили
вино, но Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не
приносили с собой.
Новогоднюю ночь жители Кубани, как и полагается отмечали шумно и
весело. Не забывали палить из ружей и пушек, как обязывал указ Петра I.
Известно, что в Екатеринодаре в полночь 31 декабря каждый год
раздавалось три пушечных выстрела из городской крепости. Так начинался
Новый год.
В народе говорят: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их — и
древо погибнет». Элементы древней Коляды и церковные рождественские
традиции, соединившись вместе, сделали нас наследниками удивительного
праздника. А наша задача — не дать традициям угаснуть, передать их
детям, чтобы те донесли их до своих детей, а те — до своих. Чтобы жизнь
продолжалась и каждый раз кто-то юный и чистый накануне Рождества
верил в чудо. Думается, древние обычаи предков могли бы помочь и нам,
потомкам, сделать свой дом богатым, а жизнь — счастливой.