Ольга Карпенко
Консультация для родителей «Учите детей размышлять»
▼ Скачать + Заказать документы
"УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАЗМЫШЛЯТЬ"
В дошкольные годы у ребёнка всё более и более развиваются умственные способности – внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. Недаром К. Д. Ушинский отмечал: "В первые семь или восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям".
Публикация «Консультация для родителей „Учите детей размышлять“» размещена в разделах
Непосредственно наблюдая за окружающим, ребёнок не только "фотографирует" то, что видит, но и пытается проникнуть в суть явления, установить связи между отдельными фактами и событиями. Наша задача –помочь малышу привести в определённую систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или много предмета более полным, осмысленным; предоставить возможность логически мыслить, обобщать.
Постоянно соприкасаясь с природой и её "загадочными" явлениями, ребёнок (не без нашей помощи) узнаёт о её закономерностях. Например: что день сменяется ночью, а на смену осени приходит зима, за ними следуют весна, лето; что одни деревья круглый год остаются зелёными, другие – осенью желтеют и затем теряют листья; что комнатные растения круглый год остаются зелёными, но стоит перестать за ними ухаживать, как они погибают… Всё это для ребёнка – открытия! И наша задача – сделать их источником любви к добыванию знания.
Учите детей наблюдать, тем самым пробуждая у них любопытство, любознательность, интерес к окружающему. Старайтесь при этом вызвать у них чувство радости, удивления, восторга. Всё, что задевает чувства ребёнка, особенно остро воспринимается им, будит его сознание, заставляет думать, размышлять.
Какие существуют у родителей возможности в развитии у ребёнка мыслительной деятельности, умения самостоятельно делать выводы, логически рассуждать? Прежде всего, они могут приблизить ребёнка к окружающей действительности, которая является одним из главных источников пробуждения мысли, вызывающий в нём любознательность, расширить круг его интересов, дать новые сведения. Соприкасаясь с этим новым, ребёнок учится наблюдать, вдумываться, осмысливать впечатления, что естественно вызывает напряжение мысли, желание самому "доискиваться до истины". В этой связи от нас требуется умение ставить детей лицом к лицу перед решением доступных задач.
Учитывая, что умение думать непосредственно связано с развитием наблюдательности и внимания, важно прививать ребёнку умение смотреть и видеть, всматриваться и подмечать, открывать связи между отдельными явлениями…Вы прочитали сыну или дочке книгу. Побеседуйте о прочитанном. выясните, как ребёнок понял содержание книги; сумел ли он вникнуть в причины событий, правильно оценить поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев осуждает, а других одобряет. Чтобы заставить дошкольника осмыслить факты, недостаточно просто спросить "О чём книга?", " Что сделал Петя?", " Куда делся кот Васька?" Предложите подумать и ответить на вопрос: "Почему?"