МААМ-картинки

Консультация для родителей «Уроки безопасности дома»

Дыдыкина Римма
Консультация для родителей «Уроки безопасности дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Все родители рано или поздно оказываются в ситуации, когда необходимо «отпустить» ребенка: ребенок должен остаться один дома, ему предстоит впервые преодолеть путь из школы до квартиры, оправиться самостоятельно в магазин и т. д. Нельзя всю жизнь водить за ручку малыша и, чтобы не было беды, каждый ребёнок должен твердо усвоить важные и необходимые навыки безопасности. Знают ли Ваши дети правила безопасного поведения?

Публикация «Консультация для родителей „Уроки безопасности дома“» размещена в разделах

Проблема чаще всего в том, что правила дети знают, но, к сожалению, далеко не всегда им следуют. Если мы спросим ребенка: «Что ты будешь делать, если незнакомый человек постучит в дверь? Или «Как ты поступишь, если незнакомый дядя предложит прокатиться на машине или предложит пойти посмотреть на красивых пушистых котят?», скорее всего ребенок с уверенностью скажет, что знает как себя вести.

Но беда в том, что дети далеко не всегда поступают так как говорят. Между словом и действием у ребенка большой промежуток. Почему? Ответ кроется в особенностях детской психологии. Ребенок легко поддается на соблазны, его интересует все новое, необычное, малыш не может предугадать последствия своих действий, тем более, распознать злой умысел незнакомца, который кажется таким добрым и внимательным.

Проведите простой эксперимент: Попросите своего знакомого, голос которого ребёнок не знает, позвонить вам домой, завести с сыном или дочкой разговор и постараться выведать, один ли он дома и когда вернутся родители. Скорее всего, ребенок будет разговаривать с незнакомцем и расскажет где мама и папа, да и домашний адрес свой сообщит. Проводили эксперимент и детьми, играющими на детской площадке. В большинстве случаев, незнакомцу, роль которого играл корреспондент телевидения, удавалось посредство несложных уговоров и заманчивых предложений увести ребенка с собой.

Как часто мы говорим детям «не трогай», «не ходи», «не открывай» — и добавляем после этого непременное «а то» : «…а то ударишься», «…а то потеряешься», «…а то тебя украдут». Так безопасному поведению обучали нас родители, так в своё время их обучали наши бабушки и дедушки, и мы, сами того не замечая, унаследовали эту систему.

Возможно, в какой-то момент во время таких предостережений вы ловили себя на мысли, что попросту запугиваете своего ребенка и всё время ему что-то запрещаете. А ребенок при этом ещё и не всегда запоминает правила, и тогда после некоторого количества повторов к предостережениям невольно добавляется раздраженное: «Ну сколько можно тебе повторять!», «Я же тебе уже говорила!»

Как выйти из этого замкнутого круга и сделать обучение безопасности эффективным и интересным?

Запомните, чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать и даже сто раз повторить недостаточно! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но постоянно закреплять, вводить в практику, заставлять ребенка думать, анализировать. Правила должны настолько прочно отложиться в голове ребенка, чтобы в нужный момент сработали буквально на уровне рефлексов!

Фактически, они должны стать привычкой поведения. Лишь когда действия в той или иной ситуации будут отработаны до автоматизма, ребенок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и поступить правильно.

Как добиться выполнения этой нелегкой задачи?

Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. А в этом нам помогут любимые детские сказки.

В любой сказке есть «добрым молодцам урок», задача взрослого помочь ребенку этот урок усвоить. Возьмите за правило, не просто прочитать малышу сказку и рассмотреть с ним красивые картинки, но и довести до ребенка смысл поступков героев. Например, всеми любимая сказка «Колобок». Читая сказку, комментируйте действия героев, раскрывая смысл их поступков «Ох, Колобок, ты зачем убежал от бабушки и дедушки, разве так можно себя вести!», «Нет, Колобок,не верь Лисе! Обманет она тебя!». Спросите ребенка «Почему Колобок попал в беду?», «Кого он не послушал?», «Почему поддался уговорам Лисы?». Предложите придумать другой конец сказки, благополучный, заострив внимание ребенка на действиях и словах героя в этом случае.

И таких сказок – много! Это и «Волк и семеро козлят» - не открывайте дверь незнакомцу, даже если он прикинулся мамой, «Гуси-Лебеди» - нельзя оставлять детей без присмотра, «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А для детей постарше – «Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик», «Снежная королева», «Волшебник Изумрудного города», «Стойкий оловянный солдатик» и другие.

Таким образом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. Но при этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно —прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и. чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра. Обучайте

ребенка правилам безопасности, играя.

Поиграйте в сказку, разыгрывая ее сюжет с игрушками или сами станьте героями сказки. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты, которые помогут ребенку посмотреть на ситуацию «изнутри».

"Как Зайка неправильно переходил", "Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда", "Как в лифте большой волк чуть Красную шапочку не съел".

"По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и „цап-царап“ — Маша оказалась внутри, и её увезли. ".

Разыграли — поговорили, а потом обязательно найдите вместе с ребенком вместе выход — что надо сделать, "как правильно поступить, чтобы в беду не попасть"? Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить? Что делать Красной Шапочке, чтобы не оказаться с Волком в лифте? Конечно, действовать надо осторожно. Нам ведь важно не перепугать ребёнка, а насторожить, настроить на то, чтобы он видел опасность и мог среагировать в похожей жизненной ситуации.

У данной формы обучения масса разновидностей: игра-эстафета, игра-соревнование, игра-ситуация, игра-квест. Используем подходящее нам, в зависимости от того навыка безопасности, которому обучаем.

Вот, например, игра «Хорошо-плохо» закрепляет в сознании ребенка, что относится к каждой из этих категорий, игра «Что будет, если.», помогает предвидеть различные варианты развития ситуаций, «Скажи наоборот» поможет детям запомнить свойства предметов, действия и т. д.

А что дальше? Повторяйте и закрепляйте полученные знания и умения в жизненных ситуациях – возникающих или специально нами создаваемых.

Например, идё те по тротуару и спрашиваете: "Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?". Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.

Ребёнок должен уметь сказать твёрдое "нет", должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь, вовлекайте, играя, ребёнка в активное действие. Не важно, как вы назовё те подобные игры: "Кто громче крикнет", "Как удрать от злодея", "Найди для себя помощников", «Найди самое безопасное место», главное - оттачивать нужные навыки поведения, доводить их буквально до автоматизма. Наприер, играя в игру «Кто громче крикнет?», в конце скажитеребенку: «Дочка, у тебя хорошо получается, ты так громко кричала. Вот когда тебе нужна моя помощь, ты так же громко кричи: «Мама, помоги мне!». Договорились?».

Помогайте приобретать собственный опыт. Используйте опыты и объясняйте их смысл.

Мы с вами знаем, чем опасен весенний лёд на пруду. А ребёнку мало узнать- ему надо в этом ещё убедиться. Подошли, взяли камень, бросили в пруд или хоть в большую лужу-путь ребёнок увидит, как проломится лёд, как разбегаются трещины во все стороны, как тонет брошенный камень. Наглядно, понятно, действенно.

Ребенку 6-7 лет можно продемонстрировать, как зажженная чайная свечка, установленная в тарелку с песком, сама гаснет, если её накрыть перевернутым стаканом. И пояснить, что для горения нужен воздух (кислород, он в стакане закончился, поэтому огонь и гаснет. Так что небольшое пламя можно погасить, накрыв его покрывалом и прихлопнув по краям.

Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!

Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. "Кто к нам пришёл?", — спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить "Кто там?" (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.

Но имейте в виду: детям быстро надоедает однообразие, им становится скучно и они "отключаются". И — не усваивают информацию, которую хотим до них донести. Поэтому.

Обучайте разными способами. Чем их больше, чем они разнообразнее, тем лучше.

Например, вы обсуждаете с ребенком тему "Почему нельзя уходить со двора?» или "Как по телефону вызвать пожарных, полицию". Если только говорить об этом, ребенку скоро станет скучно, и он благополучно забудет о ваших увещеваниях. Какие еще приемы можно использовать: нарисовать например, электроприборы или колюще-режущие предметы и спросите малыша, помнит ли он, как с ними обращаться.

Расспрашивая о деталях, вы сможете увидеть, что ребенок усвоил, а что надо бы повторить. А ещё это повод тут же поработать над ошибками и снова закрепить пройденное.

Если ваше чадо не любит рисовать, подойдет любое другое творчество: лепка из пластилина, аппликация, коллаж или плакат, можно придумать мультфильм или комикс, сочинить стишок или сказку, придумать загадку, нарисовать и пройти лабиринт, сделать паззл, нарисовать карту, устроить викторину по типу «Что, где, когда?» - кто больше даст правильных ответов, написать сказочному герою или другу письмо и т. д.

Обязательно проверяйте на практике, тогда ребенок сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!

Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. "Заяц" первый: ребёнку не скучно, "заяц" второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.

Картинки и иллюстрации

Это самая простая форма, не требующая какой-то специальной подготовки. Вы можете взять любую подходящую по смыслу картинку.

Это самая простая форма, не требующая какой-то специальной подготовки. Вы можете взять любую подходящую по смыслу картинку.

Вот, например, как тренировать запоминание внешности и внимательность: возьмите репродукцию любого портрета и предложите компании детей посмотреть на неё 5 секунд, потом закройте картинку, а участники пусть называют по очереди, кто что запомнил. Побеждает тот, кто запомнил больше всего деталей.

А взяв натюрморт или картинку с ягодами и фруктами, легко поговорить с ребенком о том, что фрукты и овощи всегда необходимо мыть, как и руки перед едой.

Также в настоящее время можно найти в продаже уже готовые специализированные наборы карточек по детской безопасности. Они иллюстрируют различные опасные ситуации, и по ним легко ориентироваться.

Далее – очень важно! Правила, которыми вы учите детей неукоснительно соблюдайте сами!

Пусть ваше слово не расходится с делом, с тем, как вы поступаете.

Дети учатся путём подражания – они в любом случае, повторяют то, что делаем мы. Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке приподнесли ему разрешение игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт. Когда вы его отпустите.

Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. "Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари". Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем. Вот и отложится в голове.

Порою бывают моменты, когда ребёнку что-то запрещено, а взрослому то же самое разрешается. Что делать тогда?

Вызвали лифт, открываются двери, а там — длинноногий подросток. Папа входит вместе с ребёнком. И у малыша, вполне вероятно, в голове возникает вопрос: "Вот, папа спокойно едет вместе с каким-то там дядькой. ". А если не крутится — всё равно, ваше "нарушение правил" может ему запомниться. Поэтому, раз уж случается нам делать то, что не положено делать ребёнку, — объясняйте ему, почему вы поступаете именно так, а не иначе. ("Я высокий и сильный, если что — я смогу с незнакомцем справиться. ").

Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: "Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно", — и объясняете, почему. "И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое. Добежим вон до того магазина, там много людей ".

Запомните, полезно не выдавать готовую информацию, а заставить ребенка думать, анализировать, втянуть малыша в беседу. Задавать вопросы, учить видеть проблемы, находить свои решения, объяснять свои действия. Процесс активного "думания" уже помогает запомнить нужные факты более прочно.

Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

Не критикуйте. Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь

Особенно это касается наших подросших детей — мы слишком часто их осуждаем; и они затаиваются, и правды нам не говорят. А надо бы не осуждать, а рассуждать! Анализировать ситуацию. "Хорошо. Ты прошёл по тёмному скверику. Давай подумаем, что могло бы случиться. ". И проводите примеры — примеры из жизни, из книг, из журналов, газет, из Интернета. И это уже будет не голое морализирование, а доказательное объяснение.

Запомните, если мы будем подходить к вопроса обучения правилам безопасности ответственно, не формально, наша умная тактика учит детей видеть причину (что правильно, а что не правильно) и задуматься о последствиях. И нам не страшно будет отпустить детей в их собственную свободную жизнь.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развитияКонсультация для родителей «Правила безопасности при катании с горы» для родителей группы раннего развития Консультация для родителей «Правила безопасности при катании с горок» Общие правила безопасности при катании с горок 1. С малышом младше.

Консультация «30 апреля — день безопасности дома» 30 апреля. День безопасности дома. Всем известна поговорка: "Мой дом - моя крепость". Но даже находясь дома могут возникнуть непредвиденные.

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности ко Дню безопасности дома на МAAMКартотека дидактических игр по пожарной безопасности ко Дню безопасности дома на МAAM Отсутствие у детей элементарных знаний или несоблюдение ими правил пожарной безопасности приводит к непоправимым последствиям. Игра — наиболее.

Консультация для родителей «Азбука безопасности»Консультация для родителей «Азбука безопасности» Первостепенная задача всех родителей – обезопасить малыша от несчастных случаев и как можно раньше научить его правильно вести себя дома,.

Консультация для родителей «Игры в песочнице. Уроки дипломатии»Консультация для родителей «Игры в песочнице. Уроки дипломатии» Дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться во время прогулки на детской площадке, при организации совместных игр. Особенно им.

Консультация для родителей «Забавные уроки, мои первые прописи»Консультация для родителей «Забавные уроки, мои первые прописи» Консультация для родителей на тему: «Забавные уроки, мои первые прописи» Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию увлекательные прописи.

Видео и консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Предлагаю несколько способов, как организовать ребёнку интересный.

Памятка для родителей «Основы безопасности детей дома» Хотя дом принято считать надежной крепостью, все же и в нем появляются опасности. Может возникнуть много ситуаций, при которых на ребенка.

Развлечения для детей подготовительной группы с родителями по правилам дорожного движения «Уроки безопасности для Незнайки»Развлечения для детей подготовительной группы с родителями по правилам дорожного движения «Уроки безопасности для Незнайки» Цели и задачи: Обобщить знания детей о транспорте, о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице; Довести до сознания детей,.

Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Как создать вулкан дома»Сидим дома с пользой. Консультация для родителей «Как создать вулкан дома» На этой недели мы проходим тему: «Жизнь людей и природа в горах». Дети могут рассмотреть различные иллюстрации, энциклопедии, почитать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Уроки безопасности дома»
Опубликовано: 29 мая 2020 в 14:48
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Уроки безопасности дома»» (включая файлы) размещена пользователем Дыдыкина Римма (УИ 1601496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД