Марина Додоходжаева
Консультация для родителей «Воспитание волевых качеств у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание волевых качеств у старших дошкольников в играх.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание волевых качеств у детей“» размещена в разделах
Известные психологи: Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Н. И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе. Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, целенаправленность, умение преодолевать трудности, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения детей.
Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников. Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей. Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.
Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, самообладание и инициативность.
Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе:
дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания).
упорство и настойчивость - данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
решительность - волевое качество, характеризующееся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.
выдержка - это устойчивое проявление сдержанности, несмотря на сильные желания.
Вышеперечисленные волевые качества мы развиваем у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с помощью подвижных игр. Подвижные игры важны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают детей быть волевыми,активными,деятельными, размышлять, добиваться успеха. Благодаря этим играм весь организм ребенка включается в работу, воспитываются такие черты характера как воля,дисциплинированность, сдержанность и другие. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Одна из главных задач детского сада – это формирование школьно-значимых качеств личности для успешной адаптации ребё нка в школе: умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств, умение управлять своим поведением, способность переносить статические нагрузки. В каждой игре воспитывается настойчивость, ответственность, выдержка дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие морально-волевых качеств детей. Формирование волевых качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности процесс сложный, многогранный и длительный. В нём должны быть задействованы и педагоги, и родители дошкольников.
Подвижные игры не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей. Подвижная игра формирует эмоционально-волевую сферу ребенка, обогащает их социальный опыт, учит адаптироваться в незнакомых ситуациях.