МААМ-картинки

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание»

Надия Санджиева
Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание»

Педагогический опыт

«Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего

Мир природы с безграничным богатством

явлений, неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Многие тысячелетия человек боролся с природой и приспосабливал ее к своим нуждам. В настоящее время из-за непродуманной деятельности человека исчезает больше видов растений и животных, чем появляется вновь. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. К сожалению, в наш компьютерный век современные дети редко общаются с природой, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. В наши дни нравственное воспитание в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Публикация «Педагогический опыт „Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание“» размещена в разделах

Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать с самого раннего возраста. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Френис Бэкон называл природу источником познания закономерности, ибо, по его словам, мы не можем управлять иначе, как подчиняясь ей. А философ – просветитель Вольтер называл природу книгой, которая таит в себе неисчерпаемый источник познаний для человека. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование – неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.

«Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечество окажется в серьёзных руках» - писал профессор М. М. Камшилов.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые появляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Для этого мы, взрослые, должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое наше движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Исходя из темы, мною разработано перспективное планирование для работы с детьми трех возрастных групп.

В решении вопросов экологического воспитания есть разные виды деятельности ребё нка: экспериментирование, наблюдение, труд, игра, физическая деятельность. Формирование у детей экологического воспитания основано в первую очередь при наблюдении. Большое внимание уделяется общению детей с природой. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Метод наблюдения является главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании. Наблюдение даёт возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Метод наблюдения входит в разряд наиболее значимых. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Поэтому наблюдение используется в повседневной жизни в форме различных циклов, включая в себя такие формы работы: непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, прогулки. Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на опознание или практическое преобразование природы. Это – труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, ведение календарей. Нельзя привить нравственное отношение к природе только по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому наши воспитанники на прогулке, экскурсии под руководством наблюдают за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений закрепляются представления детей. Помогаю детям хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Развиваю у детей умение обобщать накопленное представление о природе, способность воспринимать красивое, знакомлю с природоохранной деятельностью в нашей республике и стране. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

С помощью ИКТ я знакомлю детей с заказниками Калмыкии, а также показываю труд людей в поле, на огороде и скотоводческих фермах.

Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, в огороде и на участке помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях, например, после проведения наблюдения «Какие они - цветущие растения» дети начали понимать эстетику живого с экологических позиций : красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде полностью соответствующей его потребностям.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, нравственное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и я стараюсь использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, а на одной, очень высокой вязи есть гнездо. На примере выросших сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в парке, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Эстетическое переживания детей разнообразны – их радует красота в природе, они испытывают удовольствие от таких прогулок, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, я их помещаю в кармашек папки-раскладушки о природе, на выставку детских работ.

Для наблюдений использую дид. куклу «Машеньку», которая очень любит гулять с детьми в разные сезоны. Она помогает детям определять состояние погоды и одеваться в соответствии с погодой. Почти каждое наблюдение сопровождаю художественным словом: стихотворением, пословицей, поговоркой, загадкой или народной приметой использую стихи А. Толстого «Осень», «Дуб» Н. Матвеевой. С. Дрожжина «Привет», М. А. Познанской «Журавли», А. Л. Барто. «За цветами в зимний лес» Н. Никитина. «Встреча зимы» и многие другие.

Целевые и тематические прогулки провожу не только с познавательной целью (беседы, наблюдения и т. д., но и с практической, воспитывая у детей трудовые навыки. Вместе с детьми сажаем, а потом ухаживаем за растениями цветника и огорода: рыхлим, поливаем, полем, опрыскиваем. Ребята собирают семена для подкорки птиц зимой, образцы для оформления гербария, природный материал для ручного труда, выполняют творческие задания. В соответствии с темой и целью каждой прогулки дети участвуют в дидактических играх: «Найди дерево по описанию», «Узнай растение по описанию», «Живое - неживое», «Что сначала, что потом». В подвижных играх: «Гуси-Гуси», «Уточка», «Совушка - сова», «Кто первым добежит до дерева», «Спрячься за клумбу», «Найди растение по описанию», «Найди растение по названию», «Живая клумба цветов», «Что у меня в руке» и др.

Каждый день провожу работу с календарё м природы: учу отмечать погоду с помощью условных обозначений. В конце каждого месяца рассматриваем календарь природы и выясняем, сколько было солнечных пасмурных, ветреных дней и т. д. В течение всех времён года наблюдаем за различными явлениями в природе. После раскладывали с детьми картинки с изображением погодных явлений и я просила их найти ту, на которой нарисовано такое же небо, какое видели на прогулке в этот день. Выбранную детьми картинку дети помещали в уголке природы. Знакомлю с новыми комнатными растениями. Стараюсь сформировать и закрепить у детей знания о потребности растений в определённых условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на подоконнике. Был организован информационно – экспериментальный проект «Огород на подоконнике».

Провожу с детьми работу в специально отведенной зоне для проведения опытов, для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и природными явлениями. Опыты строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений, происходящем в природе явлениями и в процессе трудовой деятельности. Проводятся опыты в старших группах, а в средней группе использовала отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Чтобы закрепить полученные знания и привить любовь к природе, я провожу образовательную деятельность по экологическому воспитанию детей дошкольников : «Ребята о зверятах», «Встреча с домовёнком», «Путешествие Маши и Медведя», «Путешествие в цирк» «Животные нашего края» и др.

Сказки для детей заключают в себе огромные духовные богатства, которые могут служить делу воспитания и образования. Использую в чтении для детей экологические сказки : «Мышонок Скрип» «Письмо Ели» «Лесная мозаика» и т. д. Такие сказки помогают понять взаимоотношения человека с природой и у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребёнок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить.

На занятиях я также использую художественную литературу о природе. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.

Таким образом, художественная литература, в частности сказки, могут выступать действенным средством экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Праздничные мероприятия помогают развивать в ребёнке милосердие, внимание, справедливость, наблюдательность, желание помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Наши дети участвуют в районных, региональных, всероссийских, международных конкурсах поделок из природного материала и в интеллектуальных конкурсах, проявляя себя, свои способности, таланты и занимают призовые места.

Работу по экологическому воспитанию веду в тесном сотрудничестве с родителями. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме данной темы я провожу анкетирование по следующим вопросам:

• Что такое экология?

• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

• Посадили ли Вы дерево?

• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

• Любит ли Ваш ребенок бывать на природе?

• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по воспитанию нравственных качеств у детей через экологическое воспитание я использую инновационные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, консультации, дискуссии, круглый стол, практикумы, деловые игры, беседы.

Для создания единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений, эффективной формой работы воспитателя и родителей является круглый стол. К примеру, один из них я проводила на тему «Место и роль человека в природе», где обсуждались актуальные проблемы и общий подход к воспитанию у детей любви к природе.

Благодаря возможностям интернета оформлены интересные и увлекательные папки-передвижки на экологическую тему : «Приучайте детей к труду», «Любить, ценить и охранять». Через них родители знакомятся с народными приметами.

Рекомендую родителям также делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, смотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ нравственного воспитания.

Для познания животного мира родители вместе с детьми выступают в театрализованных познавательных мероприятиях в роли различных животных. Родители и дети в таких мероприятиях ощущают всё на себе, пропускают через призму своего сознания и мироощущения, как надо вести себя в природе.

Мир детей и мир взрослых взаимосвязан. Родители со своими детьми неоднократно участвовали в конкурсах совместных работ как внутри группы, так и общесадовских: «Необычный урожай года», «Цветы из разнообразных материалов», «Зимние поделки из потолочных плит», «Полёт в космос» - поделки из бросового материала» Такие конкурсы пробуждают воображение и желание включаться в творческую деятельность, развивают эстетический вкус, эмоциональное восприятие окружающего и бережное отношение к нему. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одним из перспективных работ, способствующих решению экологических задач, является метод проектной деятельности. На данный момент мною разработаны и оформлены проекты «Домашние животные - наши меньшие друзья», «Откуда пришёл хлеб», «Зимняя мозаика», «Огород на подоконнике», «Мир природы родного края»«Будь природе другом!»«Мы хозяева Земли». .

В результате работы над этой темой я сделала следующее:

• Составила перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников в средней, старшей, подготовительных группах.

• Составила картотеку наблюдений по всем временам года для трёх возрастных групп.

• Составила картотеку игр по экологии родного края.

• Оформила картотеку по экспериментальной деятельности.

• Разработала конспекты НОД по экологическому воспитанию дошкольников.

Изготовила макеты: «Домашние животные», «Дикие животные», «Морские обитатели», «Пастух и стадо» «Мир степи» «Насекомые», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран»,

• Совместно с родителями изготовили кормушки, скворечники для птиц, пополнили уголок природы комнатными растениями.

• Сделала папки-передвижки для родителей.

• Вместе с детьми собрали растения и листья деревьев и сделали гербарий.

• Изготовила экознаки.

Я считаю, что проделанная работа дала положительные результаты:

• сформировано понятие экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Мне хочется продолжить работу в этом направлении, потому что у детей развивается не только экологическая культура, но и возникают эстетические и этические чувства. А при положительных эмоциях формируется осознание ценностей природы и происходит нравственное обогащение личности ребёнка. Из всего сказанного следует, что за экологическим воспитанием ребёнка надо следить так же тщательно, как за его успехами в чтении, письме, математике.

Вывод: преодолеть экологический кризис можно только при совместном гармоничном развитии природы и человека. Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитатель Буланова.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта «Сказка в гости к нам пришла» Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений.

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Инновационный опыт работы «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры экологического содержания в старшей группе» Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону Волгоградской области СЛАЙД №1 Доклад.

Самообразование «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок» Пояснительная записка. «Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Во все времена большое значение в формировании личности человека, предоставлялось развитию и воспитанию нравственности. В современной педагогической.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание»
Опубликовано: 13 мая 2019 в 02:36
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД