Папки-передвижки

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Вера Владимировна Буланова
Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

«Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Воспитатель Буланова В. В.

Содержание

1. Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в современное время.

2. Цели работы по формированию духовно-нравственных качеств личности детей.

3. Психолого-педагогические исследования в области нравственного воспитания дошкольников.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

4. Принципы работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

5. Направления работы образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию.

6. Непосредственно организованная образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

6.1. Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

6.2. Учет требований ФГОС в воспитании нравственных качеств личности дошкольников.

7. Вовлечение родителей в образовательную деятельность образовательной организации по вопросу духовно-нравственного воспитанию.

8. Взаимодействие дошкольного учреждения с общественными организациями.

9. Результаты проведенной работы.

10. Перспектива дальнейшей работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

11. Список литературы

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли

Н. И. Пирогов

Актуальность.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества.

В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения.

«…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л. Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств- главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…».

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666, одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п. 5).

Среди важнейших задач воспитания Концепция модернизации Российского образования называет формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и др.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.

Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса (Приложение 1)

Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе.

В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих).

Основываясь на этом, были разработаны цель и задачи работы нашей образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей.

Цель:

Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.

Задачи:

1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. (Приложение 2)

2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.

3. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа

4. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

На всех этапах развития педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики, под разным углом зрения рассматривались цели, содержание, методы нравственного воспитания детей.

Изучалась роль гуманных чувств в формировании морального облика ребенка-дошкольника (А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др., значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т. П. Гаврилова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Киянченко идр., становление нравственной культуры ребенка (С. В. Петерина, роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С. А. Козлова, возможности и особенности осуществления дошкольником морального выбора (И. В. Сушкова, Н. А. Хохина, Г. И. Морева, проблема формирования основ гуманных отношений (Т. И. Бабаева, Ф. В. Изотова) и др.

На основе этих исследований были разработаны принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников : (Приложение 2 А)

Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности.

Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

В соответствии с ФГОС использовались следующие формы организации детей (Приложение 3;4)

Интеграция образовательных областей в процессе духовно – нравственного воспитания дошкольников (Приложение 5)

Воспитательно-образовательный процесс по развитию духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в ДОУ строится, учитывая требования ФГОС:

• комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;

• учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

• недопустимость перегрузки детей;

• использование необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к «разумному» минимуму;

• введение культурных и региональных компонентов;

• двухнедельный (и более) период, посвященный одной теме.

• развивающую среду (тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития).

Участие родителей в образовательной деятельности

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Для реализации поставленных целей и задач использовались следующие формы работы с родителями (приложение 6)

Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного воспитания детей составлен договор с общественными организациями: (Приложение 7)

В процессе взаимодействия использовались следующие эффективные формы работы:

• Акция «Дари добро»

• Кружок «Уроки добра».

• НОД в семейной библиотеке.

• Досуг «Родной дом»

• Зимнее развлечение «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние святки»

• Экскурсии в музеи, по родному городу

• Выставки «Герб семьи», «Семейный альбом»

• Субботники во все времена года,

• Походы с родителями.

• Стало традицией - ежегодно на последнем утреннике выпускники детского сада вместе с родителями, выпускают в небо гелевые шары с заветными желаниями.

Результаты проведенной работы.

В период с октября 2012 года по декабрь 2014 года в образовательной организации был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны, родного края и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.

Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проекты, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

При планировании работы с детьми, учитывался календарь мероприятий на год, который был издан ИРО, где ежемесячно прописаны духовно-нравственные ценности, над которыми мы работаем с детьми.

По данной теме, в соответствии с требованиями федеральных стандартов дополнена предметно-развивающая среда.

Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями (библиотеки, школы, центр досуга, ЦДО, школа искусств, воскресная школа и т. д.) в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно - нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние годы, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями и социума наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного воспитания проводится в начале и по окончании учебного года. Вначале было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в современный период времени.

Опрос педагогов показал - все уверены (100%, что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста.

Начальные итоги анкетирования родителей показали, что вначале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности детей, но потом ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники : Пасха, Масленица и др.

На вопрос о том, какие цели должны быть реализованы в ОО родители ответили следующее:

• Знакомство с национальными обрядовыми праздниками - 54%,

• Знание народных обычаев и примет – 87%

• Приобретение практического духовного опыта - 65%,

• Формирование нравственных чувств – 92%.

В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.

Повысился уровень духовно-нравственного развития дошкольников

(Приложение 9)

Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.

Итоги мониторинга детей (Приложение 10)

В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей произошло следующее :

• Оптимизировано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

• Произошло расширение связей ОО с социумом.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

Специфика дошкольной образовательной организации такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. В связи с этим:

1. Продолжить работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.

2. Продолжить работу по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Внедрить в практику авторскую программу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Л. Л. Шевченко «Добрый мир».

Приложение 1

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса

Приложение 2

Формы повышения педагогической компетентности педагогов

Приложение 3

Формы организации детей

Приложение 4

Формы организации детей

Приложение 5

Интеграция образовательных областей

Приложение 6

Формы работы с родителями

Приложение 7

Итоги анкетирования родителей

1 вопрос:

Необходимость формирования

духовных качеств ребенка в дошкольном возрасте.

Варианты ответов

1. да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

2. мы все больше в этом убеждаемся

3. с этим утверждением мы не согласны

4. не ответили

Варианты ответов

1. да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

2. мы все больше в этом убеждаемся

3. с этим утверждением мы не согласны

4. не ответили

2 вопрос:

Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).

а) да, это традиция нашей семьи

б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи

в) мы не празднуем эти праздников

г) другой ответ (не ответили)

Приложение 2 А

Принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников

Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.

• Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

• Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др., которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

• Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Вятского края

• Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

• Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

• Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации

• Принцип преемственности предполагает взаимодействия : детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.

Приложение 9

Итоги мониторинга детей

• Область «Социализация» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

• У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

• Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления пози-тивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.

• Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.

• Область «Познание» Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного город

• Область «Художественное творчество» Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному городу.

• Область «Физическая культура». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры.

• Область «Чтение художественной литературы» Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.

Публикации по теме:

Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста В нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие.

Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей Введение. Ушедший век показал, что одни лишь достижения науки и экономики не могут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека.

Мастер — класс «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию» 2018 год. Цель: передача опыта использования поэзии в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать элементарные.

Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.

Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель первой квалификационной.

Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи».

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада По мнению Ю. С. Ершовой важным условием самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества. Ряд исследователей.

Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность Проект "Страна, где мы живем" Цель проекта: Формирование установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, с учётом.

Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возрастаОпыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автор приходит к выводу: чтобы повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 15:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД