Получи документы

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок

Майер Рената
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека, поэтому темой самообразования для нас стала: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок».

Публикация «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок» размещена в разделах

Для того чтобы начать работу, мы изучили методическую литературу:

«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в формировании нравственных качеств дошкольников).

«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).

• М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду.

• Журнал Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи»

• Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой (книга помогла мне понять значение сказки в нравственном воспитании дошкольников)

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, мы сформулировали цель нашей работы - формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказок.

Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:

- изучить психолого - педагогическую литературу по данной проблеме;

- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;

- повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей;

- повысить личную компетентность в данном вопросе.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Существует много методов по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления, который мы использовали – чтение, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказывали детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читали по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний мы использовали такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок («Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев, литературные викторины.

Существует много приемов формирования восприятия сказки. Один из приемов, которых мы использовали - это выразительность чтения. Выразительность мы достигали разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Если после первого чтения сказка уже понята детьми, мы использовали ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценировки. Еще один прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес у детей, повторяли. Повторное чтение и рассказывание сочетали с рисованием и лепкой. При повторе задавали ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка). Следующий прием – беседа по сказке. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Этапы работы со сказкой

•Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

•Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

•Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

•Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Таким образом, мы старались проявлять интерес к сказкам, помогать усвоению детьми нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.

В течение года дети поучаствовали во Всероссийской литературной викторине «Магия сказки» и получили дипломы победителей.

Проводили различные консультации и беседы с родителями на темы: «Книжки в вашем доме», «Сказка в жизни ребенка», «Как подружить ребенка с книгой», «Зачем нужны сказки», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Приобщение детей к художественной культуре», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Положи твое сердце у чтения», на родительском собрании дети показали сказку «Теремок». Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания. Вместе с ними пополняем театральный уголок.

Исходя из этого считаем, что цели и задачи поставленные нами достигнуты: дети научились понимать смысл сказок; отличают добро от зла, хорошее от плохого, можно или нельзя; дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль; происходит взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей; наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать активное участие в подготовке праздников, выставок, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Публикации по теме:

Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста В нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие.

Значение народной культуры в формировании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Я считаю, что основной задачей духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре.

Консультация «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире» Воспитатель: Коробкова Т. В. Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире Размышления.

Мастер-класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения» Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения Мастер – класс хочу начать с нескольких цитат.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.

Перспективный план работы по самообразованию: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок Перспективный план работы по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок из опыта работы Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребенка – детский сад №29 Красносельского района Санкт-Петербурга Статья.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 16:38
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД