Получи документы

Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность

Ирина Малафеева
Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность

Проект "Страна, где мы живем"

Цель проекта : Формирование установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, с учётом национально-культурных условий.

Актуальность данной проблемы заключалась в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

Исходя из вышесказанного, обозначила следующие задачи проекта.

Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность» размещена в разделах

Воспитательные : воспитывать у детей толерантное отношение к традициям и культурам других народов; стимулирование детей к проведению народных игр в самостоятельной деятельности; проявлять развитие коммуникативных навыков и дружелюбия; совместному самоанализу и самооценке; привлечение детей к участию в совместной деятельности, к реализации намеченного плана.

Развивающие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации детей и родителей к совместной проектной деятельности по изучению культуры и традиций народов России; развитие интереса и формирование представлений о играх, видах искусства, мотивов народного творчества других национальностей.

Образовательные: Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народов, о традициях и праздниках; реализация самостоятельной творческой деятельности детей в использовании изученных народных игр, мотивов декоративно-прикладного искусства; совершенствовать умение совместного анализа выполнения проекта.

У дошкольников данная деятельность начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, подвижных народных игр, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Всё это я постаралась включить в проект. Работу с детьми я вела в разных образовательных областях, включая занятия, совместную и самостоятельную деятельность детей. Проект был долгосрочным и длился весь учебный год. Были составлены план реализации проекта, разработан сам проект (Приложение 3) и план реализации проекта по неделям, в котором была чётко расписана деятельность педагога и детей, указаны цели и источники. Также был составлен план работы по содержанию проекта (ежемесячно, в котором прописана деятельность детей и работа с родителями. (Приложение 4)

На подготовительном этапе было подобрано оборудование и методические разработки для проекта; подборка художественной литературы, иллюстративного материала, презентаций, мультфильмов, дидактических игр. Проведено Родительское собрание с целью ознакомления и вовлечения родителей в реализацию проекта.

С детьми было проведено вводное занятие (Ознакомление с миром природы) «Планета Земля – наш общий дом» и беседа с детьми «Страна, где мы живём», целью которых являлось формирование у детей представления о родной стране – России как о многонациональной стане, в которой живут разные народы со своими культурами и традициями. Уточнение представлений о Солнечной системе, об уникальности Земли; Земля – это дом для всех людей.

Для закрепления данных знаний с детьми провели рисование на тему «С чего начинается Родина». А итогом проведённой работы на данном этапе явилась Выставка детских рисунков «Страна, где мы живём».

Основной этап проекта длился с сентября 2016 г. по апрель 2017г. На данном этапе, дети каждый месяц знакомились с культурой и традициями какого-либо народа, проживающего на территории нашей страны (познакомились с русским, украинским и белорусским народом, татарами и башкирами, удмуртами и мордовами, грузинами и армянами, чукчами и эскимосами).

В сентябре-октябре дети знакомились с русским народом. Дети закрепляли и расширяли знания о родной стране, о России. Дети учились находить и определять расположение территории России на карте; уточнили знания об истории и культуре своего народа. Главной задачей являлось формирование чувства принадлежности к определённой культуре своего народа; мотивации к получению знаний о России, о культуре и традициях родной страны.

На занятии «Мое Отечество – Россия» дети закрепили знания о родной стране, повторили, название страны, её символику, прослушали гимн России. Мы учились слушать гимн правильно, достойно: стоя прямо и молча; назвали столицу нашей родины. Также рассмотрели национальный русский костюм.

После чего дети попробовали сами нарисовать «Куклу в национальном костюме». Для закрепления дети изобразили «Девочку в русском народном костюме» в лепке.

Также с детьми изучили некоторые русские народные традиции и праздники. Познакомились с новыми произведениями русских писателей и повторили уже знакомые. По народным сказкам показывали инсценировки и разные виды театров. Разучили с детьми новые Подвижные народные игры.

На протяжении всего проекта активно проводилась работа с родителями. Каждый месяц родители, совместно с детьми выполняли, а затем представляли какое-либо задание, мини-проекты.

В октябре таким заданием было создание и презентация мини-проекта «Генеалогическое дерево», где семьи изготовили свои родословные, а дети попытались рассказать о своих близких. Ведь любовь к родине, толерантное отношение к другим людям, народам, начинается, я считаю с любви к ближнему, к своей семье. Итоговым мероприятием явилось проведение Праздника осени, где дети на практике повторили знания о народных русских традициях.

В ноябре мы с детьми изучали украинский и белорусский народ. Изучая данную тему, дети закрепили знания о близжайщих соседях нашей страны. Познакомить с расположением Украины и Белоруссии на карте; узнали об истории и культуре этих народов. Значимой задачей было показать детям сходство и взаимосвязь культур этих народов с русской культурой. Воспитание чувства дружелюбия к другим народам.

С детьми мы прослушивали украинские и белорусские народные песни, пытались по языку отличить данные народы. Познакомились с украинскими и белорусскими народными сказками. Дети очень удивились, когда узнали, что некоторые сказки оказались им знакомы и по некоторым они даже смотрели мультики, например, по украинской сказке «Серко».

В ходе изучения данных народов, познакомились прикладным искусством данных народов и выполнили аппликацию «Украсим салфетку» (по мотивам украинского народного искусства). В данной деятельности закрепили представление детей об украинском народном искусстве; познакомить с народными растительными узорами; научились передавать украинский растительный узор в аппликации.

Разучили Подвижные украинские и белорусские народные игры.

Задание для родителей и детей в данный месяц было найти украинские и белорусские сказки и подготовить с детьми пересказ этих сказок. После чего была организована выставка детских рисунков «По мотивам украинских и белорусских народных сказок о животных».

В декабре были изучены башкирский и татарский народ. В ходе изучения этих народов детям запомнились национальные народные блюда «Чак-чак» и «Бишбармак». Также им понравилось рассматривать предметы одежды и запоминать названия некоторых из этих предметов. Очень хорошо им запомнились «Башкирские сапожки-ичиги», которые дети потом исполнили в аппликации.

Заданием для родителей было: найти татарские и башкирские народные поговорки и пословицы и нарисовать с ребёнком иллюстрацию к одной из пословиц. После чего была организована выставка детских рисунков «Иллюстрации к татарским и башкирским пословицам».

В январе изучалась культура и традиции удмуртов и мордвинцев. Во время работы по карте, когда мы рассматривали территорию проживания удмуртов и мордвинцев, дети заметили, что эти народы проживают совсем рядом с нами и являются одними из самых ближних наших соседей. Во время изучения традиций этих народов, детям очень понравилось слушать о свадебном обряде мордвинцев. Затем мы вспомнили русские свадебные обряды и дети увидели и назвали много сходного в обрядах. Познакомились с детьми с музыкальным и танцевальным народным творчеством. Дети просмотрели Мордвинский танец «Белая берёза», а затем отобразили его в рисунке. После чего была организована выставка данных рисунков. Ещё мы с детьми прослушали детскую удмуртскую песенку «Италмас», что означает – цветок. Детям она так понравилась, что они часто просили её включить послушать и сами подпевали эту песню. Также детям понравилась Подвижная народная удмуртская игра «Слепой баран», которая очень похожа на русские «Жмурки».

Совместным заданием для родителей являлось участие в создании мини-проекта «Какие национальности встречаются в моей семье», затем этот проект дети представляли в группе.

В феврале с детьми изучали армянские и грузинские народы. При изучении данных народов детям понравилось рассматривать предметы искусства народов Северного Кавказа. Мальчикам особенно запомнилось холодное оружие, а девочкам украшения и национальные наряды. Для закрепления знаний о предметах искусства мы с детьми слепили «Грузинские кувшины», где они постарались отобразить изящность и красоту эих предметов.

Запомнилась и полюбилась детям подвижная армянская игра «Липкие пеньки», в которую они потом играли самостоятельно.

Родители участвовали в создании мини-проекта «Народы Северного Кавказа». Также было дано задание подготовить с детьми рисунки к выставке «Национальные костюмы народов Северного Кавказа».

В марте дети знакомились с народами Крайнего Севера: чукчами и эскимосами.

С детьми была проведена беседа и работа по карте «Территория проживания народов Севера». Просмотрели презентации «Кто такие чукчи?»; «Эскимосы». Познакомились с необычной едой этих народов, их традициями, которые во многом обуславливались природными и погодными условиями. Познакомились с жилищем чукотского народа – ярангой. Для большего запоминания названия и ознакомления с традициями посмотрели мультфильм «В яранге горит огонь», который детям очень понравился.

Также с детьми послушали песни народов Крайнего Севера и посмотрели клипы с песнями и танцами. Узнали, что в чукотских песнях, также как и у других народов чаще встречается тема любви, а в танцах они в основном изображают повадки северных животных и птиц.

Так как дети узнали, что большое значение для северных народов имеют олени, то на занятии лепки, мы с детьми учились лепить Северных оленей.

Чтобы дети лучше запомнили национальную одежду народов Севера, было проведено рисование «Чукчи в шубках».

Заданием для родителей являлось участие в создании мини-проекта «Дружественные народы стран СНГ». Затем проекты дети представляли в группе.

В апреле провели открытое итоговое занятие «Праздник Дружбы народов России», целью которого являлось: закрепить знания детей о культуре и традициях народов, проживающих на территории России. (Приложение 5)

Занятие проводилось в игровой форме. На организационно-мотивационном этапе дети просмотрели презентацию, в ходе просмотра закрепили знания о России и подошли к тому, что наша страна – многонациональная. Я предложила детям объявить сегодняшний день «Праздником дружбы народов России». Детям было предложено провести праздник в форме соревнования и объединиться в команды.

На основном этапе дети объединились в 5 команд, каждая представляла какой-либо народ, проживающий на территории России: русские, украинцы, башкиры, армяне, чукчи. Каждая команда должна была выполнить 5 заданий: игровое упражнение «Найди территорию проживания своего народа»; игровое упражнение «Одень куклу в национальный костюм»; игра «Угадай музыкальное произведение своего народа»; игровое упражнение «Выбери предметы искусства своего народа»; игра «Выбери национальные блюда своего народа». В конце заданий дети поиграли в подвижную армянскую народную игру «Земля, вода, огонь и воздух». Игру выбрали с помощью ромашки, на лепестках которых с изнаночной стороны были изображены флаги народов, которые представляли команды.

В конце занятия поздравили победителей и были подведены итоги по заданиям. Дальше детям и родителям было предложено продолжить праздник за чаепитием.

В апреле и мае месяце было решено взять тему объединения всех народов, проживающих на территории России Великой Отечественной Войне: «Всем солдатам воевавшим низкий наш поклон.». Самыми значимыми событиями для детей на этом этапе были экскурсия к памятнику Г. П. Кунавина и конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы. Конкурс проводился внутри детского сада между детьми старшего дошкольного возраста, победителем конкурса стал ребёнок из нашей группы. Мальчик прочитал воодушевлённо стих про своего деда-героя, который сочинила его мама.

На заключительном этапе я представила презентацию и фотоотчет о реализации проекта (Приложение 6) с детьми на родительском собрании и для педагогов детского сада. Также осуществила презентацию материалов реализации проекта городскому педагогическому сообществу (стажерская площадка).

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о ВОВФормирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о ВОВ Практико-значимый проект Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Презентация «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста средствами детского фольклора» «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Статья «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность». Хрищатая Н. А., воспитатель.

Консультация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей через игру» Игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» План самообразования воспитателя Алексеевой.

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 22:48
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД