Лучший педагог года

Использование кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с ТМНР и ДЦП

Людмила Лобусова
Использование кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с ТМНР и ДЦП

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме ребенка с ОВЗ происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В статье представлен опыт работы по применению кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с ТМНР и ДЦП. Нашу группу посещают дети с ДЦП, ТМНР, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь. Одной из типичных особенностей ДЦП является нарушение мелкой моторики рук, тонуса мышц. Поэтому важной задачей в комплексной реабилитации детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики необходимо потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка с ДЦП потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Одним из методов, показавших свою эффективность при коррекции двигательных нарушений, является кинезитерапия. Кинезиологические упражнения по развитию мелкой моторики при ДЦП развивают чувство ритма, координацию, мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей. Мы используем данные упражнения в индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях. Прежде чем приступить к работе, выявляем уровень развития мелкой моторики рук через педагогические наблюдения и тесты. Каждое занятие начинаем с проведения игрового пальчикового самомассажа пальцев и кисти рук и суджок терапии. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, улучшает кровообращение и стимулирует рецепторы на кончиках пальцев. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Используем традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Игровые упражнения :

Публикация «Использование кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с ТМНР и ДЦП» размещена в разделах

«Согреем руки» разминаем кисти рук;

«Одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;

«Снимаем перчатки» - каждый палец перетираем от основания к ногтю;

«Засолка капусты», «Гуси щиплют травку»;

• метод тактильно-кинестетической стимуляции (ТКС) с применением массажных мячей.

В основной части занятия выполняются кинезиологические упражнения. Выполняем их от простого к сложному, в зависимости от состояния моторики ребенка. Поначалу тренируем отдельно каждый палец, для восстановления подвижности пальцев рук с помощью упражнений :

-сгибание и разгибание пальцев

-упражнение «Бабочка», «Пальчики здороваются», «Колечко» «Кошка» «Кулак - ребро – ладонь», «Ладушки-оладушки» «Ухо-нос» «Симметричные рисунки» и другие.

Все эти кинезиологические упражнения по мелкой моторике на начальном этапе даются детям с ДЦП с трудом. Поэтому при выполнении кинезиологических упражнений нужно :

- учитывать степень двигательных нарушений;

- подбирать комфортный для ребенка темп и постепенно усложнять, наращивать темп;

-в движениях чередовать сжатие, растяжение, расслабление, следить за распределением тонуса в кисти и пальцах;

- создавать мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение).

В конце занятия проводятся упражнения для расслабления мышц. Например, упражнение «Паровозик», который снимает непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, что важно для детей с ДЦП. Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 5-10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. Такая системная коррекционная работа очень продуктивна, она ведет к улучшению двигательной сферы ребенка с ДЦП: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях.

Многолетний опыт работы показывает, что проведение занятий с использованием кинезиологических упражнений позволяет, не только эффективно формировать мелкую моторику рук, но и способствует развитию познавательной деятельности ребенка.

Таким образом, кинезиологические упражнения развивают мелкую и крупную моторику, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, повышают способность к произвольному самоконтролю.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигудиИспользование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигуди Тема: «Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук». Мягкие бигуди. Лариса Гацко. Блог. Развитие мелкой моторики.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с ТМНР и ДЦП
Опубликовано: 11 мая 2024 в 00:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с ТМНР и ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лобусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 июня. День рождения зубной щетки. Передвижка «Здоровье детских зубов»

26 июня отмечается День рождения зубной щётки — предмета личной гигиены, без которого современный человек обойтись уже не может.

24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД