Юлия Мищенко
Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Мищенко Юлия Владимировна
Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
Мной были оформлены : уголок по развитию речи с картотеками пальчиковых игр, мнемотаблиц, скороговорок, загадок, книжки-малышки и т. д;
Уголок для развития мелкой моторики с дидактическими играми;
Уголок ИЗО с нетрадиционным оборудованием для работы в разных формах (крышки, одноразовые вилочки, трубочки, ватные палочки, манная крупа и другое) .
Средства развития мелкой моторики :
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
Игры и массаж с мячиками и эластичными колечками Су- Джок;
Лепка и игры с пластилином и тестом;
Игры с счётными палочками и палочками- игралочками;
Игры с шнуровками, лентами, нитками;
Игры с пуговицами;
Игры с различной мозаикой;
Игры с прищепками;
Игры с камушками Марбле и простыми;
Игры с резиночками;
Игры с скрепками;
Игры с крышками;
Игры с разнообразным конструктором ;
Игры на развитие тактильных ощущений;
Игры с водой, с песком, с бумагой, с природным материалом;
Игры с крупами (манкой, рисом, гречкой, макаронами, фасолью);
Разнообразные виды театра;
И многие другие игры!
Проводила мастер-классы с родителями;
Проводила открытые занятия с педагогами и родителями;
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка просто необходимо, с сентября месяца мною был организован в группе кружок «Волшебные пальчики» основной идеей которого является научить детей нетрадиционному виду рисования (ладошкой, пальчиками, вилочками пластиковыми, крышками, ватными палочками, отпечатывание полиэтиленовыми мешочками, овощами, штампиками, коктейльными трубочками (раздувание и отпечаток, мятой бумагой, монотопия, спичечными коробками,свеча и восковые мелки и т. д.)
В процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Кружок проводился во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности детей, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности, игр с движением, пальчиковой гимнастики, разминки для рук. Каждое занятие решает не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развить личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.
Представляю несколько работ нашего кружка!
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Спасибо за внимание!