Елена Рычкова
Консультация для педагогов «Двигательная активность детей дошкольного возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телефоном, телевизором конструированием, рисованием. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т. к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз. Разнообразные движения являются биологической потребностью ребенка, без удовлетворения этой потребности ребенок не сможет правильно развиваться и расти здоровым.
Публикация «Консультация для педагогов „Двигательная активность детей дошкольного возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует :
• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
• росту физической работоспособности;
• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Движения способствуют не только физическому развитию костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, улучшение обмена веществ, но и оказывает влияние на развитие эмоциональной, волевой и познавательной сферы развития и способствуют более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. В процессе двигательной активности дети приобретают навыки социально одобряемого общения.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям:
- утренняя гимнастика
- гимнастика после дневного сна
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
- физкультминутки и динамические паузы на занятиях с умственной нагрузкой -элементы самомассажа и дыхательной гимнастики
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей и спортивно массовые развлекательные мероприятия: спортивные развлечения, досуги и праздники.
У дошкольников в детском саду происходит постоянная смена движений. В процессе смены движений происходит поочередное напряжение и расслабление разных групп мышц, что и обеспечивает ребенку отдых. Эту особенность необходимо учитывать при организации разных видов деятельности детей.
Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Мальчики предпочитают движения, требующие большей затраты энергии – бег, ползание, прыжки.
Летом у детей потребность в движениях больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. Наибольшая двигательная активность проявляется с 9-ти до 12-ти часов в первой половине дня, с 17-ти до 19-ти часов – во второй.
Организуя двигательную активность, следует помнить о том, что потребность в движениях у разных детей неодинакова.
По уровню подвижности условно можно выделить три группы: дети средней, большой или малой подвижности. Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, размеренной подвижностью в течение дня. Они активны, самостоятельно регулируют свою двигательную активность. Движения у таких детей обычно отличаются четкостью, уверенностью, целенаправленностью в соответствии с возрастом.
Среди детей большой подвижности выделяются дети с нормальной (физиологичной для них) и высокой интенсивностью движений.
Дети с нормальной интенсивностью движений отличаются сравнительно ровным поведением. Они много двигаются в течение дня, охотно откликаются на предложение поиграть в подвижную игру, выполнить двигательное задание. Эти дети хорошо регулируют свою двигательную деятельность.
Дети с чрезмерно высокой интенсивностью движений (более 70 движений в минуту) отличаются неуравновешенным поведением, плохо регулируют свою двигательную активность. Они предпочтение отдают бегу, лазанью, движения носят характер суетливый. Эти дети избегают движений, требующих точности, выдержки. Чрезмерно быстро утомляются, но не замечая этого, продолжают двигаться. Это приводит к истощению нервной системы. Важно воспитывать у этих детей умение управлять своими движениями, действовать целенаправленно (дать задание – пробежать по дорожке, не намочив ножки, подпрыгнуть и достать шарик и т. п.).
В группе детского сада всегда есть дети малоподвижные. Они отличаются пассивностью поведения, быстрой утомляемостью, выбирают спокойные виды деятельности. Часто сидят в уголке, наблюдая за другими или занимаясь с игрушками. Движения у них плохо сформированы, поэтому они неохотно включаются в подвижные игры. Взрослым необходимо обогатить их двигательный опыт, формировать движения, интерес к ним, потребность в подвижных видах деятельности.
Двигательная деятельность детей может быть организованной и самостоятельной. И в большей степени ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях в самостоятельной двигательной деятельности. Поэтому важно правильно организовать самостоятельную деятельность детей, где бы они полностью удовлетворили свою потребность в движениях. Для этого необходимо выделить площадь для игр, обеспечить разнообразным игровым материалом: это всевозможные каталки, машины, коляски, мячи, обручи, дорожки, ящики, кубы и т. д. нужно научить детей использовать пособия, игрушки, прежде чем малыш будет самостоятельно играть. Взрослый наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, регулирует ее, подсказывает, чем еще можно заняться.
Особое внимание нужно уделять организации двигательной деятельности на прогулке. Стимулирует двигательную активность детей оборудование на участке ( постройки: лесенки, домики, кораблики, горки, формы для песка и т. д.). Помимо стационарного оборудования на прогулку выносится и другой материал: коляски, мячи, скакалки, обручи, санки, лопатки и т. д. ребенка на прогулке можно привлекать к совместной деятельности со взрослым: игры, убрать листья, собрать шишки и т. п.
"Движение с пользой"-залог здоровья и успешного развития дошколят!