Егорова Лидия Петровна
Консультация для воспитателей «Как организовать в группах мини-музей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как организовать в группах мини-музеи»
Актуальность
Музейная педагогика приобрела большую – многие педагоги создают музейные программы, проекты, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). В современном мире родителям иногда некогда сводить ребёнка в музей, поэтому мы ищем выходы через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как организовать в группах мини-музей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики необходимо учитывать следующие принципы.
• Наглядность.
• Доступность.
• Динамичность.
• Содержательность (материал должен вызывать в детях любознательность).
• Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
• Активность детей в усвоении, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, рассказывании).
• Подвижность экскурсий (возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Очень важно продумать обязательное включение практической части.
Это могут быть разнообразные игры : игры-развлечения, игры-путешествия,, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать :
• заполнение музейных дневников;
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
• У ребенка появляется шанс с детства быть приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
• Дети станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Создавая мини -музей необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
• формировать у ребёнка умение видеть что было до. и стало после, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
• формировать понимание взаимосвязи времён посредством общения с памятниками истории и культуры;
• формировать способность к художественному восприятию действительности;
• развивать эстетическое восприятие;
• вызывать уважение к другим культурам;
• развивать умение самостоятельно осваивать окружающий мир.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
1. Воспитатель должен серьёзно подготовиться к созданию и посещению с детьми "музея", обязан помочь маленькому человечку в этой очень важной познавательной деятельности.
2. Нужно знать и осознавать задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.