Елена Рассадина
Консультация для воспитателей.
▼ Скачать + Заказать документы
На тему: Знакомства детей с орнаментом.
Искусство не умирает,
Искусство не стареет.
Искусство как дерево,
Дорастая новыми листьями,
Цветет и плодоносит.
Часть 1.
1) Орнамент один из видов древнего народного искусства и тесно связан с прикладным искусством. Основным разделом казахской этнокультуры и является носители информации о древней культуре народа. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории Казахстана украшены орнаментом. Богатое художественное наследие казахского народа веками развевавшиеся орнаментальное искусство, высокое техническое мастерство и неповторимый колорит все это находит самое широкое применение в народных промыслах.
Публикация «Консультация для воспитателей,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2) Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают богатство культуры народа. Помогают усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат нас понимать и любить прекрасное. К традиционным изделиям казахского народа можно отнести изделия оружейного искусства, убранство юрт, ювелирные изделия, ковроткачество, плетение, изготовления-изделий из войлока. Также украшение предметов быта (посуда, мебель, одежда, вышивка. Все эти изделия украшаются орнаментом.
3) Если говорить на языке орнаментов, то много еще не раскрытых тайн хранят они. Ученые еще не до конца изучили значение многих орнаментов. В казахском стиле орнаменты совершенствовались в разных направлениях.
Истоки возникновения этого искусства из далекой древности. Сюжетные содержания и названия менялись в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов превратилось в духовное и материальное достижения казахского народа. В настоящее время орнаменты в быту воспринимаются с эстетической точки зрения. Основой всего казахского орнамента является роговидный орнамент. Народные мастера используют этот вид орнамента во всех возможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.
4) В наше время существуют легенды и сказки, в которых используется орнамент в качестве передачи определенной информации. Например, «Ою и Жою ханы». О значении орнамента в жизни народа можно узнать из сказок и легенд.
1 часть
По происхождению орнаменты делятся на 4 вида:
1) Зооморфный
2) Растительный
3) Геометрический
4) Космогонический
Зооморфный происходит ор животных. В мусульманской религии запрещалось изображение живых существ отсюда они й возникают в орнаменте. Используются только части тела животных (рога, копыта, крылья птицы и. т. д.) К растительным относятся (дерево, лист, трехлистник, тюльпан и. т. д.)
К геометрическим (костыль, зигзаг, крючок, бордюрные орнаменты)
К космогоническим (солярный круг, звезда, полумесяц и бесконечные орнаменты)
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. В изделиях создаваемыми народными мастерами в большинстве случаев применяются цветовой фон, что усиливает звучание орнамента, в целом создавая богатую цветовую палитру. Всякий цвет в орнаменте имеет свою цветовую символику. Например: Голубой - означает небо, белый - цвет радости и счастья, желтый - знания и мудрости, зеленый - цвет юности и весны, черный - символ земли и т. д.
3 часть.
Знакомство с орнаментом положительно воздействует на развитие художественных способностей у детей, воспитывает интерес к народному искусству. Воспитатель знакомит каждого ребенка с лучшими образцами народного орнамента, проводит экскурсии в музей, беседует о быте казахского народа. Полученные знания и умения дошкольники учатся активно применять на занятиях по рисованию, аппликации, ознакомлению с окружающим. Орнаментальное искусство, как и другие виды способствуют гармоничному развитию ребенка. Все цели и задачи по ознакомлению детей искусством и бытом казахского народа отражены в программах: «Балбобек», «Кайнар». Данные программы предлагают знакомить детей с орнаментами в разных возрастных группах. Где для каждой возрастной группы определены цели и задачи, которые способствуют гармоничному развития детей.