МААМ-картинки

«Речевые игры и упражнения в концепции К. Орфа». Консультация для воспитателей

Гузэль Чувашаева
«Речевые игры и упражнения в концепции К. Орфа». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

"Речевые игры и упражнения в концепции К. Орфа.

Применение речи в общении с музыкой одно из важнейших педагогических принципов К. Орфа.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Речевой слух - одна из основ музыкального слуха

Публикация «„Речевые игры и упражнения в концепции К, Орфа“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал К. Орф, стоит речевое упражнение. Ритмизированная речь получила в концепции К. Орфа название "речевых упражнений и игр". Речевые упражнения это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звукоритмическую стороны. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские чепуховые рифмы (зне-бепе-оаба, мисли-масли-кумпа-тели) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Любимые детьми, так называемые, ценные рифмы и песни, дают возможность разворачивать данные сюжеты.

Речевые упражнения так же служат эффективным средством развития интонационного слуха - способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постоянно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Широко используется в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи - артикуляционная игра и игра голосом. Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр.

Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольным сочетанием звуков (синти- брипти, коккери- доккери, фок-трок) и МОГУТ быть звукоподражательными (кап-кап, трак-бак, дали-док).

Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Речевые упражнения - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова, подходящего для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующую роль здесь по праву принадлежит "звучащим жестам", но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных инструментов. Особое удовольствие и пользу дети получают, если речевые модели будут украшены выразительной мимикой и жестами.

Речевая игра с движениями "Едем, едем на тележке". Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки (скрип, скрип, скрип, скрип, скрип, скрип)

Листья шуршат (ш-ш-ш-ш, птички свистят (фить-пирю, фить-пирю). Белка па ветке орешки грызет (цок-цок).

Рыжая лисичка зайчишку стережёт (замирают).

Едем, едем па тележке распевать в лесу потешки (скрип, скрип, скрип, скрип, скрип, скрип)

Ручеёк журчит (болтают языком, в речку он бежит (болтают языком). Долго, долго ехали, наконец приехали! Ух! (хором)

Каждому воспитателю предлагается потешка, скороговорка и т. д. для озвучивания:

Встречали звери Новы год!

Встречали звери Новый год.

Водили звери хоровод

Вокруг зеленой ёлки

Плясал и крот,

И бегемот,

И даже злые - волки!

Пустился в пляс

Дикобраз -

Колючие иголки.

И все - дрожать.

И все визжать,

И все — бежать от ёлки

Песенка Вини-Пуха.

Если я чешу в затылке - не беда!

В голове моей опилки, да, да, да!

Но, хотя, там и опилки,

Но Шумелки и Вопилки,

А так же Кричалки, Пыхтелки, Сопелки,

Сочиняю я неплохо иногда!

Дождик.

Дождик песенку поет: кап, кап.

Только кто её поймёт - кап, кап.

Не поймешь ни, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Ш

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап!

Где сучек давно засох,

Серый мох,мох,мох.

Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзья,

Это я, я, я, я.

Волчок.

Дело было в старину —

По старинке и начну:

Жил да был Серый волк.

Выл да выл Серый волк.

Дни и ночи напролет

(Сам он думал, что поёт)

Песню пел одну и ту же,

Нет её на свете хуже:

-У хвачу-у-у-у-у!

-У кушу-у-у-у-у!

-Утащу-у-у-у-у!

-Удупгу-у-у-у-у!

-И съем

Песенка бабочек.

Ах, как легка

жизнь мотылька.

Легче пушинки

И ветерка.

Диби-диби-диби- диби-дида

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Мы не вздыхаем,

Не унываем,

дружно пархаем

И напеваем:

Диби-диби- диби- диби-дида

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Смехота.

Смехота, смехота

Бьет барашек в ворота.

Уж и раз, уж и два

Уж и раз, уж и два

И ногами, и рогами

Бьет барашек в ворота.

Девочки и мальчики.

Хлоп-хлоп-хлоп!

Прыгают как мячики.

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ-топ-топ!

Весело хохочут:

Ха-ха-ха!

Ш

Тук, тук, тук, что за странный звук?

Тук, тук, тук, может дятла стук?

синти, бринти-чок!

Это сверчок!

Дзень, дзень, дзень

Звенит муха целый день!

Энзы -бензы, энзы трок!

Скачут зайцы прыг да скок!

Чепуха.

Ани-ба-ни, тара-ба-на!

Идет лисонька из бани!

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Хо, хо, хо! Ха, ха, ха!

В речке плещется уха.

Хо, хо, хо! Ха, ха, ха!

Вот какая петуха!

Хо, хо, хо! Ха, ха,ха!

Надоела чепуха!

Публикации по теме:

Презентация «Не бойся выйти на публику» учителя-логопеда Гузель Назмутдиновой Речевые штампы- это лексически неполноценные слова и выражения, их справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют.

Юмор — двигатель речиЮмор — двигатель речи "Юморина", так я называю речевые упражнения с картинами, которые нахожу в старых журналах "Весёлых картинок". Упражнения позволяют развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Речевые игры и упражнения в концепции К. Орфа». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 25 мая 2013 в 16:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Речевые игры и упражнения в концепции К. Орфа». Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Гузэль Чувашаева (УИ 17179) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД