МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога»

Ольга Миронова
Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога»

«Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога»

Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В.

Цель консультации :

Познакомить педагогов с приемами работы по преодолению страха публичных выступлений и эффективными приёмами ораторского искусства.

СЛАЙД 2

Публикация «Консультация для воспитателей „Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога“» размещена в разделах

С публичными выступлениями сталкивается каждый из нас, хотим мы этого или нет. Ответы в школе у доски, защита дипломной работы в институте, презентация товара, собрании или встреча коллектива, представление своей идеи перед коллегами, произнесение тоста на торжестве.

Даже в детстве нас ставят на табуретку перед гостями, чтобы мы зачитали какой-нибудь стих. Публичные выступления – повсюду. Без навыков выступления невозможно добиться успеха.

Мастерами ораторских способностей не рождаются, ими становятся. Все самые популярные лидеры в совершенстве владели ораторским искусством – Сократ, Цицерон, Юлий Цезарь, Авраам Линкольн, Ленин, Сталин, Гитлер, Черчилль и многие другие. Благодаря своей харизме и ораторскому искусству эти люди искусно убеждали других, заряжали своими идеями.

СЛАЙД 3

По данным социологического исследования 52% населения России страдают от затруднения в общении.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п. Даже выступая с ответным словом на своём юбилее можно от волнения говорить сбивчиво и непоследовательно.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Сейчас много говорят о компетентности педагога, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже и др.

Работа педагога предполагает частые публичные выступления. Выступление на родительском собрании, доклад на педсовете, консультации – это все разновидности коммуникации, позволяющей установить интеллектуальный и эмоциональный контакт с большим количеством людей. Кроме того, публичные выступления – это яркий показатель общей культуры человека.

Единых рецептов избавления от психологического и физического дискомфорта не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

СЛАЙД 4

1) Очень важно, чтобы подготовка к выступлению была постепенной.

Не за день-два, хотя бы минимум дней 10.

Д. Карнеги, утверждавший, что "многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь. На каждую минуту будущей речи требуется 20-25 минут подготовки».

Определить тему; составить план, что хотите сказать в соответствии этого плана продумываем содержание сообщения (Сбор всех имеющихся материалов – относящихся к теме выступления. Отбор самого необходимого – наиболее интересного, объективного и убедительного материала).

Очень точно оценил подготовительный этап выступления известный в прошлом русский адвокат А. Ф. Кони, когда говорил, что размер волнения оратора перед аудиторией обратно пропорционален времени, затраченному им на подготовку выступления.

СЛАЙД 5

2) Желательно знать заранее аудиторию, в которой вы будете выступать, это придаст вам уверенности: знать само помещение и контингент слушателей.

Старайтесь говорить на языке вашей аудитории. Это отнюдь не означает, что нужно использовать «разговорный» язык. В любом случае старайтесь не использовать длинные сложноподчиненные предложения.

- Как вы думаете, что самое важное во время публичного выступления?

СЛАЙД 6

3) Невербальное поведение и внешний вид выступающего — это предмет особого внимания со стороны слушателей. Причем не важно, осознанно они обращают на это внимание или нет. В обоих случаях доверяют они больше невербальным проявлениям, чем тому, что произносит выступающий.

Профессор Альберт Мерабиан, когда речь заходит о языке тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:

• Что мы говорим – 7%

• Как мы говорим – 38%

• Язык нашего тела – 55% - невербальное общение

СЛАЙД 7

1) Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т. д. Ничто в вашей одежде не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения, вульгарные наряды с декольте, открытыми плечами, чересчур короткими юбками. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

- Как вы думаете, что важнее: «КАК я говорю» или «ЧТО я говорю»? («КАК я говорю» намного важнее того, «ЧТО я говорю»).

СЛАЙД 8

2) Техника речи – сильнейший инструмент искусства убеждения, публичного выступления и ораторского искусства.

Демосфен говорил: «Самое важное в искусстве речи – это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение».

Вокальный канал коммуникации более чем в 5 раз важнее и информативнее вербального.

СЛАЙД 9

Интонация, четкая дикция, темп и громкость могут сделать свое дело и повысить степень убедительности вашей речи. Выступая перед аудиторией, соблюдайте нескольких несложных правил:

• меняйте темп речи. Можно замедлить темп речи, когда вы подходите к какой-либо ключевой фразе;

• пауза — один из самых действенных механизмов акцентирования внимания аудитории; Вообще, пауза – один из самых важнейших инструментов оратора и аргументатора. Поставленная в нужное место и в нужное время пауза может обострить и повысить внимание, придать нужный смысл высказыванию, сделать акцент или подчеркнуть что-либо.

• меняйте тон голоса, чтобы, понижая или повышая его, выделять смысловые отрезки речи.

• делайте интонационные акценты на важных словах и ключевых мыслях.

С помощью интонации можно выразить не только основной смысл вербальной конструкции (утверждение, вопрос, восклицание, побуждение). Монотонная, интонационно бедная речь не слушается и не воспринимается. Окрашивайте интонационно вашу речь, придавайте ей яркие оттенки и мелодическое разнообразие.

• Тренируйте дикцию, четкость своей речи – для этого идеально подойдут скороговорки или фонетические упражнения.

СЛАЙД 10

3) Предпочтительнее стоять, чем сидеть. Когда вы стоите ваш психоэнергетический уровень выше, и вы выглядите более авторитетно. Если вы произносите длинную речь или проводите семинар, всегда начинайте свое выступление стоя, чтобы утвердить свой авторитет перед аудиторией.

Не стойте, как священник, со сцепленными перед собой руками, и не закладывайте руки за спину, как полицейский.

Сидеть более уместно в полуофициальных ситуациях, например, на совещаниях, когда идёт диалог, вопрос-ответ. Так же, выступление сидя уместно в небольшой аудитории; в таком случае вы должны предложить своим оппонентам задавать вам вопросы, тоже сидя на своих местах.

СЛАЙД 11

4) Старайтесь поддерживать зрительный контакт со слушателями.

Общайтесь с аудиторией глазами с помощью специального приема — периодически обводите взглядом всех сидящих в зале слева направо и от передних рядов к задним, тогда у присутствующих возникнет впечатление участия в открытом диалоге с вами, а у вас будет возможность контролировать изменения настроения аудитории. Многие фокусируют свой взгляд как бы над аудиторией или часто смотрят в сторону, в текст на листе либо в пол. Это не рекомендуется.

СЛАЙД 12

5) Вовлекайте аудиторию и делайте ее участником вашего выступления. Задавайте вопросы залу, попытайтесь построить диалог с аудиторией: «Так ведь?», «Согласны со мной?», «Идем дальше?». Говорите так, как будто идет не монолог, а совместная работа с аудиторией: «сейчас мы вместе откроем раздаточный материал, который я приготовил, на странице номер 5, и там мы с вами увидим…».

Приглашайте аудиторию к принятию решений, спрашивайте, «хорошо ли меня слышно», «стоит ли свет в помещении сделать ярче», «всем ли видно таблицу или диаграмму, которую я держу». Говорите со слушателями так, будто они сейчас будут отвечать на ваши вопросы: «Вы можете со мной не согласиться», «Вы спросите, откуда у меня такие сведения, и я отвечу» и т. д.

Задача любого оратора – сделать работу с аудиторией «интерактивной».

6) Будьте не только оратором, но и актером на своем выступлении. Создавайте яркие и живые образы с помощью описаний, метафор, сравнений, аналогий. Этот прием успешно используется в рекламе, основанной на эмоциональном воздействии.

Приводите необычные факты об обычных вещах, чтобы заставлять проявлять живой интерес, казалось бы, к обыденным вещам. Приводите интересные или юмористические примеры.

Делайте комплименты аудитории. Благодарите за то, что вас слушают.

В завершении можно использовать кольцевой оборот – вернуться к тому, с чего начали, только уже с определенным выводом или итогом. Потом важно спросить, если ли у публики вопросы, ответить на все вежливо и учтиво.

СЛАЙД 13

7) Важна психологическая готовность.

- Рекомендуется представить, что ожидает вас, как все будет происходить. Это поможет внутренне подготовиться, «нарисовать» в своем воображении будущее выступление.

СЛАЙД 14

- Также, стоит прорепетировать свое выступление перед домашними, перед зеркалом, записать себя на видеокамеру, посмотреть на себя «как бы» со стороны. Ведь большую роль играет мимика лица. Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора.

СЛАЙД 15

Для этого и следует практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Необходимо изучать свое лицо, смотреть, что происходит с бровями, со лбом?

СЛАЙД 16

- Унять страх и нервную дрожь перед аудиторией помогает мысленное представление этой аудитории в смешном свете (например, экзаменационная комиссия, не умеющая есть спагетти; строгий начальник, у которого одежда на левую сторону, взрослые коллеги с бантиками в причёсках, и т. п.).

СЛАЙД 17

- Прежде, чем начать выступление сделайте паузу в несколько секунд. Это время нужно для того, чтобы самому подготовиться к началу выступления и дать возможность слушателям сосредоточить на вас свое внимание. Во время начальной паузы проверьте свое пространственное расположение, положение и работу микрофонов, размещение бумаг с текстом и вспомогательных материалов. Сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Посмотрите в зал. Поприветствуйте аудиторию.

Мини-тренинг. педагогами)

- Вызвать 2-3 человек из слушателей.

- Во время выхода, все аплодируют.

- «Оратор» обводит взглядом аудиторию, приветствует всех. Представляется. Проходит на место под аплодисменты.

СЛАЙД 18

- В процессе выступления найдите несколько «опорных точек» — слушателей, которые относятся к вам с особым вниманием, установите с ними визуальный контакт и следите за их реакцией. Сделайте их своими союзниками, если позволяет ситуация, вступайте с ними в диалог, чтобы добавить живости и импровизации в свое выступление.

- Какие ошибки на слайде в выступлении оратора вы заметили?

СЛАЙД 19

- Для того чтобы чувствовать себя увереннее, можно создать для себя внутренний алгоритм поведения на случай, если что-то пойдет не так, как вы задумали. Например, если «я забыл текст – повторю последнюю фразу и начну с нового абзаца», «возникли неполадки с техникой для презентации – пошучу и предложу посмотреть дублирующий раздаточный материал».

СЛАЙД 20

8) Сделайте речь наглядной. Даже абстрактные понятия желательно конкретизировать и представить наглядно с помощью удачно подобранных примеров, метких сравнений, неожиданной статистики, каких-либо образов и т. д. Какой из примеров кажется вам наиболее ясным и наглядным:

- «Самый длинный мост в мире расположен в Канаде и имеет длину 11 километров»;

- «Представьте себе мост, на котором может свободно расположиться пробка из более чем3000 машин. Понадобится 2 часа, чтобы пешком пройти по такому грандиозному сооружению. Длина моста, если бы она была высотой дома, составила бы 3660 этажей. Считаете это фантастикой? Нет, такой мост существует в Канаде, имеет длину 11 километров, и построили его в 1997 г.»?

Используйте раздаточный материал. Убедительность вашего выступления возрастет во много раз, если вы будете использовать заранее подготовленные схемы, диаграммы, рисунки, фотографии и т. д.

Сделайте наглядную презентацию. Если на выступлении у вас будет возможность проиллюстрировать свои слова слайдами – воспользуйтесь ею, однако не перестарайтесь. Презентация должна быть сугубо деловой, без лишних деталей, чтобы не отвлекать аудиторию от вашего выступления.

9) Лучше всего подготовить для себя небольшие карточки, которые будут служить для вас определенным опорным конспектом, и вы не упустили ни одной детали. Тезисы не должны быть большими – лишь взглянув на них, вы должны вспомнить, о чем нужно сказать дальше. Некоторые известные ораторы прибегали к помощи рисунков, это в определенный момент позволяет в памяти освежить материал. Кроме того, большинство ораторов ошибаются и сбиваются именно потому, что не могут найти нужный отрывок речи в своих бумажках во время выступления.

Невозможно быть идеальным и угодить всем, примерно 5 -10 % аудитории всё равно останется недовольной, это вполне нормально, и не стоит на этом зацикливаться и искать идеал, угодить всем невозможно.

В заключение можно с уверенностью сказать, что умение публично выступать необходимо для каждого человека, а особенно для педагогов. Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Практика же публичных выступлений поможет приобрести эту уверенность.

Если у вас нет большого опыта публичных выступлений, воспользуйтесь чек-листом. Он придаст вам уверенности и позволит правильно все подготовить!

Этот чек-лист подойдёт как для выступления в знакомых аудиториях (помещениях, так и в новых.

СЛАЙД 21

Чек-лист.

До выступления :

- Проговорить выступление вслух

- Проверить продолжительность выступления

- Подготовить дополнительные факты

- Составить план с ключевыми словами

- Подготовить раздаточные материалы

- Проверить работоспособность техники: Проектор Указка Звук Экран Световое оборудование Совместимость компьютера с техникой в зале

- Выбрать место в зале, откуда говорить

- Сделать резервную копию презентации

СЛАЙД 22

Использованы статьи с сайтов:

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/

- https://festival.1september.ru/articles/635867/

- https://officefile.ru/articles/business-class/priemy

-https://www.oratorica.com/news/articles/osnovy_effektivnoy_kommunikacii Непряхин Н. Ю. «Основы эффективной коммуникации»

Прикреплённые файлы:

mironova-o-v_gsmhb.ppt | 1471,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей раннего возраста педагога-психолога Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста“Детство — это важнейший период.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации» План: 1. Понятие «самообразования». 2. История возникновения самообразования в России. 3. Самообразование – как одна из форм повышения квалификации.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Организация НОД по физическому воспитанию (консультация для воспитателей «Школа молодого педагога») Общие принципы физического воспитания детей Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое.

Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.

Тест для оценки профессиональной компетентности воспитателей в вопросах физического развития дошкольников Уважаемые коллеги, представляю Вам тест для оценки профессиональной компетенции воспитателей в вопросах физического развития дошкольников.

Консультация для воспитателей «Карта инновационной деятельности» КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Проблема: Слабый уровень усвоения знаний, по русской культуре и традициям, детьми дошкольного возраста.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога»
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 09:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД