Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр»

Светлана Петрова
Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр»

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР.

«Маленькие дети…играют, как птица поет».

Н. К. Крупская.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр“» размещена в разделах

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Передовые представители культуры - К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др. заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного воспитания детей. Радость движения сочетается с их духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к людям своей культуры и людям других культур, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств : любви и преданности к родному краю – Крыму и родной стране - России. Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни людей других национальностей. Наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур. Жизнь детей многогранна и разнообразна. Задача педагога – помочь детям понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Крыму, интерес к его многонациональной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, взаимоуважение, показать, что все люди похожи друг на друга. Но в то же время необходимо обогатить представления детей об окружающих людях, показав особенности их культур, которые находят свое отражение в легендах, сказках, в движениях танца, игре, в звучании песен.

По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.

Народные игры необходимо сохранять как наследие традиционной педагогики. Те удивительные по своей увлекательности, занимательности и развивающей силе игры, в которые играли наши родители, наши бабушки и дедушки, наши прабабушки и прадедушки.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ (Гуси - лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя и бору», «Олени и пастух» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркивать в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка – выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки : «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все - за одного» - цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора ; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.

«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,

«Ниточка или иголочка?» и т. п.

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять

С этих пор молчать.

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Эти четкие считалки, певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

В ходе игры воспитатель привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества : смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Главная задача воспитателя – научить играть детей активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Народные игры представляют собой основу начального этапа формирования развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Русская народная игра «Заря».

Оборудование: платок, лента.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря- ходит сзади с лентой и говорит :

Заря- зарница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры:. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Крымскотатарская народная игра «Колечко».

( Дети разбиваются на две команды: одна команда – горшки, а другая – хозяина горшков, и один ребёнок – покупатель. Дети-горшки одевают шапочки, а покупатель одевает платок. Горшки приседают в центре круга, а дети продавцы встают за ними. Под национальную мелодию ребёнок покупатель идет по кругу и останавливается у одного продавца горшка, и спрашивает его: “Продашь горшок”, продавец отвечает: “Продам”, покупатель: “Сколько стоит?”, продавец называет число от 1 до 5 и протягивает покупателю руку, ладошкой вверх. Покупатель должен столько раз хлопнуть ему по ладошке, какое число сказал продавец. После чего покупатель и ребёнок-горшок встают спинами друг к другу и бегут по кругу. Кто первый займет место горшка, тот им и становится, другой ребёнок становится покупателем. Игра повторяется заново)

Украинская народная игра «Скачет зайчик».

Играющие образуют круг. По считалке выбирается зайка. Он становится в середину круга. Дети произносят стихотворение и выполняют при этом действия:

Скачет зайка быстроногий,

Скачет зайчик по дороге.

Раз, два, три, четыре, пять –

Как его поймать? Как его поймать?

Дети идут по кругу, а зайка прыгает внутри его в сторону, противоположную общему движению.

Вот свернул в лесочек зайка

Все поворачиваются спиной к центру, а зайка в это время слегка дотрагивается до кого – либо из детей.

Поднял ушки: догоняй – ка!

Играющие поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из круга.

Эй, не зевайте, зайку догоняйте!

Зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребенок, которого осалили, старается догнать зайку Если это ему удается, то он становится новым зайкой.

Игра повторяется.

Греческая народная игра «Колечко».

Игра проводится по тем же правилам, что и русская игра. Когда в нее играют, дети приговаривают такие слова:

- Где ж ты. где ж ты есть, колечко?

Ну - ка. Выйди на крылечко.

- Нет, его ты не найдешь,

Хоть полсвета обойдешь!

Еврейская народная игра «Афикоман».

Оборудование : маца.

В эту игру еврейские дети играют в Пасхальный вечер.

В начале вечера отец, глава семьи, берет один конец мацы и разламывает на две части : большую и маленькую. Меньшая часть называется афикоман.

Отец прячет афикоман, а остальные идут его искать. Ищут долго, целый вечер. В конце вечера нашедшему полагается приз.

Русская народная игра «Кружева».

Дети выбирают двух водящих, один- челнок, другой ткач. Остальные встают парами в круг лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челнок встает у второй пары детей, а ткач у первой. По сигналу ткача челнок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челнок прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится челноком, а ткач выбирается из детей.

Русская народная игра «Шарик».

Вырывают в земле ямку, на нее кладут дощечку, называемую «бабой», а на нее шарик. Играющие бросают в шарик битками и, сбив его, бегут за битками, чтобы скорее возвратиться в круг. Последний выбывает из игры.

Оборудование: дощечка, шарик, биты.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Картотека игр на развитие физических качеств» Игры для развития быстроты «День и ночь» Цель: Развитие быстроты реакции. Подготовка. Посередине площадки проводится линия. Параллельно.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Консультация для воспитателей «Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников» «Воспитание нравственно – волевых качеств у дошкольников» Большую часть своего времени дети старшего дошкольного возраста заняты игрой,.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания» Актуальность выбранной темы. Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной.

Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.

Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу» Слайд 2) «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества.

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» План самообразования воспитателя Алексеевой.

Опыта работы по теме «Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников» Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Проблема.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Семинар-практикум для воспитателей «Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств дошкольников» Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников. Забота о всестороннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 12:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД