Папки-передвижки

Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу»

Майер Ольга
Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу»

Слайд 2) «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

В. А. Сухомлинский.

Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.

Публикация «Отчет по теме самообразования „Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу“» размещена в разделах

К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Поэтому одна из основных целей моей работы (Слайд 3) это нравственное воспитание детей посредством прочтения и анализа детской художественной литературы, а именно воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставила перед собой следующие задачи: (Слайд 4)

1. Воспитательные

1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.

2. Приобщить детей к истокам народной культуры.

3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.

4. Способствовать формированию нравственных качеств : отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.

2. Развивающие.

1. Содействовать развитию речи детей.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

3. Обучающие.

1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Знакомить детей с художественной литературой.

3. Расширять представления об окружающем мире.

4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

С целью выявления уровня знаний детей о нравственном поведении, в начале учебного года мной была проведена педагогическую диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мною была выбрана методика Космачевой Натальи Владимировны, которая представляет собой описание показателей и критериев формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Когнитивный уровень выявляется путем проведения беседы с детьми о таких ценностях, как доброта - злоба, честность -лживость, справедливость, жадность, щедрость, трудолюбие - лень. Эмотивный и поведенческий уровни выявляются путем целенаправленного наблюдения за эмоциональными и поведенческими проявлениями детей. По итогам педагогической диагностики (Слайд 5) детей на начало учебного года 23,8% детей имеют высокий уровень знаний, 61,90% средний уровень, 14,30% детей низкий уровень. Исходя из этого, наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: (Слайд 6) системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В течение года знакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы : рассказывала сказки, показывала настольные кукольные театры, читала книги с иллюстрациями. (Слайд 7 фото) Формировала у детей умение воспринимать литературное произведение, развивала умения анализировать произведение, выделять и характеризировать его героев, давать нравственную оценку их поступкам.

(Слайд 8 фото) Важнейшими методами в данной работе, я считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.

Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т. п. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо. (Слайд 9 фото).

Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям».

Я широко использую примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований: приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него. При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Например, вовремя беседы детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», я обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость, а обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», мы сделали вывод, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика, и что делая добро другому человеку, сам становишься счастливее

Так же я включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества. (Слайд 10 фото).

В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения такие игры и упражнения как: (слайд 11).

- направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т. п.);

- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т. п.);

- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т. п.);

- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т. п.);

- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и т. п.).

Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.

. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др.

С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы: (Слайд 11).

- анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»;

- групповое собрание;

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ»;

- выставки книг;

- провела открытое занятие с участием родителей;

- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;

- полезные советы;

В течение года мной были проведены индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед я убеждала родителей в необходимости больше общаться с детьми, разговаривать, читать сказки, разучивать стихотворения, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Данная работа дала положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.

С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Вывод

Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. (слайд 12 график). На конец учебного года 71,40% детей имеют высокий уровень освоения программы, 28,60 % - средний уровень, детей с низким уровнем нет.

К концу года дети умеют определить основных героев произведения, охарактеризовать их, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему, дать нравственную оценку их поступкам, рассказать как бы они поступили в данной ситуации. (слайд 13 желаю творческих успехов).

Заключение:

Подводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной культуры дошкольников через художественную литературу В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования.

Конспект занятия «Развитие речи через художественную литературу» Цель: Развитие речи детей, через ознакомление детей с художественной литературой Задачи: 1) Речевое развитие: Учить находить заданный звук.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания» Актуальность выбранной темы. Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной.

Отчет по теме самообразования «Развитие речи посредством театрализованной деятельности» Отчет по теме самообразования «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» [/b] Подготовила: Кулешова Д. С. Актуальность выбранной.

Отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования» Отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования». Формирование творческой.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» Я считаю, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводиться важное место. Передо мной возникла проблема, как заложить в ребенке.

Протокол педсовета «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» Джанкойский район Республика Крым ПРОТОКОЛ № 4 от.

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям В нашем современном технологически продвинутом.

Опыта работы по теме «Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников» Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Проблема.

Опыт работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность» Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу»
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 07:32
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД