Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»

Ольга Деминтиевская
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»

Я считаю, что экологическому воспитанию дошкольников должно отводиться важное место.

Передо мной возникла проблема, как заложить в ребенке первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу. Я хотела показать, как человек в ряде случаев становится важным фактором жизни живых существ.

Уверена, что любовь к природе сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека, должны воспитываться с раннего возраста и в семье и в дошкольных учреждениях.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

В программе «От рождения до школы», по которой я работаю, тема экологического воспитания освещена недостаточно. Только в подготовительной группе экологическое воспитание выделено в зоне познавательного развития.

Поэтому возникла необходимость изучения литературы по данной теме, а так же систематизирование планирования своей работы. Я сделала следующее:

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Дети с удовольствием помогают ухаживать за ними. На территории ДОУ запланирована экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа должна выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках Я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики»,» Разноцветные ленточки». Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Во время тематических занятий по рисованию «Солнышко», «Светлячок», аппликации «Яблонька», «Божья коровка», лепке «Вишенки», «Гусеница» и других я использую аудиозапись «Звуки природы».

Дети с умилением слушают «Звуки природы» и работы получаются намного лучше.

В группе для родителей и с их помощью проводим конкурс детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», я начала с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Рылеевой, «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой, «Семицветик» Ашиковых, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я в дальнейшем планирую организовать кружок «Юный эколог», что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка.

Публикации по теме:

Отчет о работе по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшей группы»Отчет о работе по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшей группы» На сегодняшний момент воспитание гражданина- патриота своей Родины считается одной из важных и актуальных задач дошкольного образования. Невозможно.

Отчет на педсовете по теме «Нравственное воспитание дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Отчет по плану самообразования «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком.

Отчет по теме самообразования «Развивающий эффект пальчиковой гимнастики» Тема: Развивающий эффект пальчиковой гимнастики. Цель: Развитие координированных движений мелких мышц кистей и пальцев рук. Задачи: 1. Обучать.

Отчет по теме самообразования «Развитие речи посредством театрализованной деятельности» Отчет по теме самообразования «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» [/b] Подготовила: Кулешова Д. С. Актуальность выбранной.

Отчет работы по теме самообразования: «Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников». Актуальность темы: Анализ диагностического обследования речевого развития дошкольников показывает, что наиболее распространенным является.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования «Экологическое воспитание детей раннего возраста через совместную деятельность» Работа начата с 1 сентября 2015 года. Предполагается закончить в сентябре 2016 года. Цель: Способствовать развитию у детей интереса к природе.

Презентация отчёта по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017–2018 учебный год Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» Отчёт по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017-2018 учебный год.

Творческий отчет по теме самообразования «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 15 августа 2018 в 15:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

23 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры становятся уместным детским мероприятием перед любым календарным праздником. Либо просто так, без повода. Формат викторины может быть самым разным, в том числе и...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть...
Апрель 26 занятие День экологических знаний – праздник посвящения в юные экологи» Цель. Подведение итогов экологической работы 27 занятие «Воздух вокруг...
Консультация для родителей «Почитай мне, мама!»
Консультация для родителей: "ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА! " Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, -...
Спортивное развлечение в форме квест-игры «Остров сокровищ» для детей старшей группы
Спортивное развлечение квест-игра «Остров сокровищ» для детей старшей группы Чиненов Александр Владимирович Инструктор по физической культуре г. Сасово...