Получи документы

Конспект занятия «Развитие речи через художественную литературу»

Татьяна Николаевна Парсюк
Конспект занятия «Развитие речи через художественную литературу»

Цель: Развитие речи детей, через ознакомление детей с художественной литературой

Задачи:

1) Речевое развитие : Учить находить заданный звук (С) начале и в конце слова.

Развивать доказательную речь.

2) Социально – коммуникативная область: Воспитывать умение работать малыми подгруппами.

3) Познавательное развитие : дать понятие - сказки небылицы

Публикация «Конспект занятия „Развитие речи через художественную литературу“» размещена в разделах

Материал: карточки с изображением героев сказок, паутина, книги К. И. Чуковского, «Чудо-дерево» (макет).

Приглашение (в конвертах карточки, из которых надо составить картинку «Мухи Цокотухи», конверт с письмом;

Портреты писателей, обложки книг К. Чуковского.

Обложка к книге «Небылиц» группы.

Новая книга сказок.

Раздаточный материал: карточки с картинками со звуком (С) на каждого ребенка;

красный и синий карандаш на каждого ребенка;

Ход занятия

Дети входят в группу под песню, «В мире много сказок» - «встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом» встают полукругом.

Дети здороваются, любое хорошее дело, надо начинать с улыбки (дети дарят улыбки).

Вос-ль: К нам пришли гости, посмотреть, как вы дружно умеете работать на занятии.

Под песню дети садятся на стульчики.

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? На какую тему будет занятие?

Дети: я думаю…у нас сегодня будет занятие…о писателях, о сказках.

Каких писателей вы знаете? (Чуковский, Толстой, Пушкин, Носов, Катаев)

Что пишут писатели?

Дети: Писатели пишут сказки и рассказы,

Вос. -ль: Чем отличаются сказки от рассказа?

Дети: писатели пишут в рассказах, то, что происходит на самом деле!

Вос. -ль:А что такое сказки?

Дети: Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.

Вос-ль: Показываю книгу Чуковского. – Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки?

Дети: К. Чуковский.

Вос-ль: Какие сказки К. Чуковского вы знаете?

Дети: (Называют) Я знаю сказку - «Муха-Цокотуха», Я знаю сказку - «Краденое солнце», «Путаница», «Тараканище», «Телефон», «Чудо- дерево», Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Бармалей»

Вос. - ль: Ребята, К. Чуковский писал не простые сказки, а сказки небылицы. Вы знаете, что такое небылицы.

Дети: я думаю, что небылицы это то - чего на свете не бывает.

Вос. -ль:А ты Даша, как думаешь?.

Миша, у тебя какое мнение? (ответ ребенка)

Вос. -ль: Небылица это вымысел, неправда. В народном творчестве пишут о том, чего на свете не бывает. Например: Жил высокий человек - маленького роста. Как в думаете, где здесь вымысел?

Дети: Разве может человек быть высоким и одновременно маленького роста он или высокий, или маленького роста;

Вос. -ль: Ехала деревня мимо леса! Где здесь вымысел?

Дети: Разве может деревня ехать? Конечно, нет.

Вот сказки К. И. Чуковского и есть небылицы, потому, в них: кот едет задом наперед,

Давайте повторим это слово - Небылица

2. Вос-ль: (Из книги выпадает приглашение). – Ой, посмотрите, что это? Какой красивый конверт (показываю). А как нам узнать, что в нем? Что для этого нужно сделать?

Дети: в нем лежит открытка, в нем лежит письмо. Открываю - здесь письмо. Кто- нибудь из вас хочет его прочитать? Ну, конечно же, вы еще не умеете читать! Может, я прочитаю? Хорошо слушайте (читаю письмо)

Дорогие дети! Мы сказочные герои приглашаем вас к нам в сказочную страну- сказок К. И. Чуковского. Нам нужна ваша помощь – злой «Паук», «Путаница», прожорливый «Крокодил» все в сказках перепутали, напроказничали. Нам без вашей помощи не справиться, не навести порядок в сказках!

Ну что ребята, хотите отправиться в путешествие, помочь сказкам?

Тогда вспомните, на каком транспорте в сказках передвигались герои?

Дети: В сказках герои передвигались: на «Ковре – самолете». На «Летучем корабле»; На «Метле»; В «Ступе», на «Воздушном шарике, и т. д.

Вос. -ль: А мы с вами, на чем можем отправиться?

Дети:

«Ковре – самолете», или воздушном шарике (предлагают)

Вос. -ль: Смотрите, а нас уже дожидается «Ковер самолет», скорее, садитесь рядышком друг с другом, крепко держитесь за руки (под музыку дети, покачиваясь «летят»)

3. Вос-ль: Вот мы и в сказочной стране – выходите (подходим к макету «Чудо – дереву»)

«Что за чудо, чудо, чудо расчудесное! Ни цветочки на нем, ни листочки, а герои из сказок Чуковского.

-Ребята, как вы думаете, как они сюда попали? Кто же это сделал?

Дети: Наверное, это злой паук из сказки «Муха – Цокотуха» утащил их в свою паутину.

(если дети затрудняются ответить) Посмотрите, на дереве паутина - наверное, это злой паук утащил всех героев сказок)

Вос. -ль: Как им помочь вернуться домой? Возьмите по картинке и найдите сказки, в которых они живут.

На столе стоят книги или иллюстрации, дети подходят, кладут карточку и проговаривают:

Дети: Это Бармалей- герой сказки «Доктор Айболит», Это Комар из сказки «Муха –Цокотуха»

Вос-ль: Вот мы и справились с пауком (на доске карточка с изображение паука убираю его на полку)

4.-Ой, посмотрите, что это?

Дети: море синее горит (показываю картину) выбежал из моря кит…

Вос. -ль: из какой сказки эти слова?

Дети: из сказки «Путаница»

Вос. -ль: Кто же море потушил?

Дети: Бабочка прилетала, крылышками помахала, стало море потухать и потухло.

Воспитатель: давайте, и мы превратимся в бабочек (дети выходят из – за столов на ковер присаживаются на корточки) - звучит музыка.

Бабочка:

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

(дети садятся за столы)

5. Звучит музыка выходят Миша Ф. в образе д. Айболита (белом халате, в шапочке доктора или в маске) читает стихотворение: отрывок из «Федорино горе».

Кира в образе Бабушки Федоры (сарафан платок или в маске, читает отрывок из стихотворения о д. Айболите.

Вос. -ль: Вы ничего странного не заметили? Как вы думаете, что случилось с Д. Айболитом и бабушкой Федорой? Кто же им в голове все перепутал?

Дети: их «Путаница» запутала.

Вос. -ль: как же нам все по местам расставить? Как помочь Федоре и доктору Айболиту? Предположения детей.

Расскажите, что делает Доктор Айболит в сказке?

Дети – спасает и лечит зверей.

Вос. -ль: Как называют доктора, который лечит зверей?

Дети: Доктор, который лечит зверей, называется – Ветеринар. («Айболит» садиться на место)

Вос. -ль: Молодцы ребята, помогли доктору вспомнить свою профессию.

Что же «Федора», какая она по характеру?

Дети: «Федора» по характеру ленивая, неряшливая, слабохарактерная т. к. позволила котам и тараканам хозяйничать в доме, но потом Федора стала добрее к посуде, навела порядок в доме, прусаков и тараканов повывела.

(Кира садиться на место) Ну - кА «Путаница» уходи в свою сказку пусть Д. Айболит снова станет доктором, а «Федора» настоящей бабушкой (снимаю маски у детей, садятся на места)

Вот в этих сказках навели порядок.

Вос. -ль: Ребята, а у вас есть бабушки? Кто хочет рассказать про свою бабушку?

Соня расскажи о своей бабушке!

Как зовут твою бабушку? За что ты ее любишь? (она вкусно готовит, печет пирожки, гуляет со мной, рассказывает сказки, жалеет если я болею) Какая твоя бабушка по характеру? (добрая, ласковая, хозяйственная, трудолюбивая)

-Я думаю, что вашим бабушкам, ни какая «Путаница» не страшна!

Вос. -ль: Посмотрите, что это? (показываю картинку крокодил с солнцем в пасти)

дети: крокодил Солнце в небе проглотил!

Из какой сказки крокодил?

Дети: Крокодил из сказки «Краденое солнце».

Вос. -ль: Что же делать, как нам быть? Как нам солнце воротить? Вы знаете ребята?

Дети: Нужно позвать медведя, он вырвет солнышко из пасти!

Вос. -ль: Крокодил приготовил вам испытание. Что бы вернуть солнышко.

На столах у вас лежат карточки с картинками

проведите стрелки от буквы (С) к картинкам, в названии которых есть звук (С) в начале слова синим карандашом, в конце слова красным карандашом;

Дети выполняют задание.

Вос. -ль: посмотрите и опять стало солнышко сиять (прикрепляю солнышко к доске). Вот и справились мы с крокодилом.

Ребята, как вы, считаете, помогли мы навести порядок в сказочной стране?

Дети: Я считаю, что мы навели порядок в сказках.

Дети: Герои вернулись в свои сказки, доктор Айболит вернулся к своим обязанностям, Бабушка Федора стала доброй. Крокодил солнце в небо воротил.

Вос. -ль: хотите узнать кто же нас пригласил в сказку? Достаньте из конверта карточки, из которых нужно собрать картинку (дети выполняют задание).

Кто у вас получился? Из какой сказки?

Дети: «Муха – Цокотуха» из сказки «Муха – Цокотуха»

Вос. -ль: Какая она по характеру?

Дети: Добрая, веселая, гостеприимная, хлебосольная.

Вос. -ль: Вот вам в благодарность от нее: книга в подарок, мы познакомимся с ней на следующем занятии.

А это обложка книги небылиц нашей группы, в которую будем записывать ваши придуманные небылицы, и рисунки к ним.

Вам понравилось наше путешествие в сказку?

Нам пора возвращаться в группу, садитесь на «Ковер - самолет»

(звучит музыка)

Публикации по теме:

Доклад «Развитие речи дошкольников через математические занятия» .

Формирование коммуникативной культуры дошкольников через художественную литературу В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования.

Конспект НОД по введению в художественную литературу в старшей группе «Сказки разных народов мира» НОД по введению в художественную литературу в старшей группе Тема: Сказки разных народов мира Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Презентация «Развитие речи через конструирование» Дошкольный возраст отмечается как возраст, который несет в себе огромные возможности познания окружающего мира. Это сензитивный период (.

Проект «Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу» Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу. Культуру России невозможно представить без русской литературы. В ней содержится.

Презентация «Развитие познавательной активности детей 3–4 лет через художественную деятельность с использованием поролона» Развитие познавательной активности детей 3-4 лет через художественную деятельность с использованием поролона, как материала и инструмента. Педагог.

Развитие речи через драматизацию До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собеседование, тестирование со школьным.

Развитие речи через мелкую моторику Существует прямая взаимосвязь мелкой моторики и речи. Поэтому эти знания стоит применять на практике. Ведь наша с вами задача, как родителей,.

Самообразование по теме «Развитие связной речи детей через игры и развитие мелкой моторики» 2017–2018 уг Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Развитие мелкой.

Конспект занятия по экологическому воспитанию через развитие речи «Подарок от лисы» для детей старшей группы Цель: • уточнить и систематизировать знания детей о диких животных. Задачи: • закреплять умение правильно вести себя в лесу; • формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Развитие речи через художественную литературу»
Опубликовано: 25 июня 2018 в 16:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД