МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Мария Эргарт
Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

В рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию, мы не можем обойти такое понятие как краеведение. Что же такое краеведение?

Слайд 1

Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

С детьми мы говорим так: «Берем слово на ладошки, разводим ладошки, делим слова на 2 и получается: «край» и «ведать» - знать…» и сразу все понятно, на занятиях мы будем узнавать свой край.

Публикация «Консультация для воспитателей „Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Краеведение является эффективным средством воспитания и образования дошкольников, основой патриотического воспитания.

(Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной край благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, города, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой край.)

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно- пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.

Таким элементом развивающей предметной среды и является центр краеведения.

Цель и задачи создания центров, вы видите на экране.

Слайд 2

Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края.

Задачи:

• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история

• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям

• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей

• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре

Для решения этих задач существует несколько видов центров краеведения, это….

Слайд 3

Три основных элемента развивающей предметной среды

Центры краеведения в группах.

Оформление в группах зоны патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного города, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.

• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения

Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макеты жилищ – татар, башкир и русских (юрта, изба). Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.

(Так как свободного помещения в нашем детском саду нет, макеты жилищ и предметы быта «переносятся» в центры расположенные в группах)

Центр краеведения на территории дошкольного учреждения

Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба или юрта с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, участвуют в народных играх, праздниках. (Хотелось бы чтобы у нас такой центр появился на территории ДОУ)

Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу.

Слайд 4

Существуют определенные методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в д / с.

• Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей его населяющих

• Создание игровых ситуаций, сюжетно-ролевые игры

• Практические действия с предметами

• Музыкально-театрализованная деятельность

• Самостоятельная элементарно-поисковая деятельность

• Проведение экскурсий самими детьми

Слайд 5

Центры должны соответствовать определенным требованиям:

• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время

• Доступность

• Эстетичность

• Научность

• Достоверность представленного материала

• Целесообразность размещения экспонатов, что это значит?

Что предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Слайд 6

1. «Флора и фауна Южного Урала»

2.«Национальный состав Южного Урала»

3. «Традиции и обычаи народов Южного Урала»

5. «Промыслы Урала»

6. «Я - Копейчанин»

Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, городу, стране.

Слайд 6 с фото уголков.

Так как мы уже знаем задачи центра, требования к нему, давайте рассмотрим варианты и по рассуждаем. Идеальный, оптимальный уголок, какой он?

Обратите внимание на картинки и скажите, что нравится, а что нет. (ОБСУЖДЕНИЕ)

И конечно, содержание материалов в центрах зависит от возраста детей. (Раздать памятки)

Я приготовила Вам памятки в соответствии с возрастной группой, что должно быть в центре краеведения.

И предлагаю ознакомиться на слайдах с вариантами оформления таких центров и обговорить основные моменты.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)

Семья, детский сад, район в котором живет ребенок,

Ознакомление с бытом русских при помощи макета избы и устного народного творчества (потешки, заклички, сказки, колыбельные песни)

Средний возраст. (5-й год жизни)

В среднем возрасте акцент делается на изучение города, природы родного края. Также продолжается работа с фольклором.

Старший возраст (6-7-й год жизни)

Всестороннее изучение Южного Урала, природы, народов проживающих на Урале, промыслов Урала и т. д. (Вопросы)

В заключении хочу Вам предложить смоделировать свой цент краеведения в соответствии с возрастом, сезоном, тематическим блоком и индивидуальные особенности Вашей группы (нац. Состав).

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы»Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 13:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД