Консультация для воспитателей «Читайте детям стихи»

Светлана Иванова
Консультация для воспитателей «Читайте детям стихи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140013, г. Люберцы, ул. Л. Толстого, д. 15-а Телефон/ факс 558-56-94

140013, г. Люберцы, ул. С. П. Попова, д. 42 E-mail:det.sad57@mail.ru

Консультация для воспитателей на тему:

«Читайте детям стихи»

Воспитатель логопедической группы

МДОУ №57

г. Люберцы

Иванова Светлана Викторовна

В результате анализа современных педагогических исследований становится по-нятно: одна из основных задач воспитателя – путем приобщения детей к поэтиче-скому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности как основу развития нравственных чувств.

Организовать такую работу может помочь сборник стихов поэтессы Л. А. Поляковой. На какую бы нравственно-этическую тему не велась бы беседа с детьми, подтверждением мыслей и даже ответом на многие вопросы могут стать ее поэтические строки.

Задавая детям вопрос: «Как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?», в ответ слышим разные, порой противоречащие друг другу высказывания или недоуменное молчание. Тогда ответ ищем в стихах:

С помощью стихов можно увлечь детей, довести до их сознания этические постула-ты и привить любовь к русскому языку. Не реклама, не боевики, не страшные кар-тинки новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд простым, обыденным.

Основная цель, используя в воспитательно-образовательном процессе поэзию, добиться положительных результатов в нравственно-этическом воспитании до-школьников.

Можно выделить следующие задачи:

1. Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.

2. Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в раз-личных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драмати-заций.

3. Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.

4. Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Успешной реализации данных задач помогает созданная совместно с детьми предметно-развивающая среда, включающая в том числе так называемые условные места, например «полянка в березовой рощице» (на стене группы нарисована бе-резовая роща, около которой на ковре располагаются дети).

Работа по использованию стихов в нравственно-этическом воспитании до-школьников выстраивается следующим образов. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправится на прогулку,необходимо решить: какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели? Что может вызвать у детей особое вол-нение и интерес?

Например: зная, что художественные образы помогают детям разглядеть пре-красное в действительности, найти в ней поэтическое начало, оказавшись с детьми в осеннем лесу,спрашиваем: «А с кем можно сравнить осень?», и выслушав ответы, прочитать такие строки:

А гуляя по зимнему лесу, прочитать такие строки:

Изо всех земных чудес

Мне милее русский лес:

И веселый, молодой,

и задумчивый, седой.

Хоть какою будь погода,

Но особенно зимой,

Когда весь он кружевной,

Вырезной, как будто терем,

И сверкает белизной:

Снежно - снежной,

Нежно - нежной.

А над этой белизной,

Посреди тиши лесной,

Как в избе оконце,

В небе тлеет солнце,

И так близко-близко,

И так низко-низко!

На прогулках без поэтических строк обойтись невозможно. Стихи необходимы и на занятиях по математике, и в процессе конструирования и ручного труда. Например, мастерят кораблик из природного материала. Дать детямвозможность поразмыш-лять: для кого они делают свою работу?- и как бы между прочем проговорить:

Мой журавлик знакомый

В небе делает круг.

Он впервые из дома

Улетает на юг.

Он кружит надо мною,

Я не плачу – терплю.

Я кораблик построю

И флажок прикреплю.

Ты плыви, мой кораблик,

Паруса накреня.

Ты узнай: как журавлик

Там живет без меня?

От этих строк на сердце у детей становится тепло, на глаза некоторых наво-рачиваются слезы, ласковые строчки наверняка тронут детские души.

Читая детям стихи становится понятно: они чувствуют их ритм, понимают, что в стихах есть рифма. Поэтому необходимо чаще использовать игры, при помощи которых можно развить чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Например, читаем строчку, опуская слово-рифму, которое дети должны подобрать. («Солнце по небу гуляло и за тучу…».Дети тут же включаются в игру: забежало, побежало, убежа-ло, ускакало и т. д.)

Чтобы дети научились улавливать особенности стихотворной речи (ритм, рифма, композиция, используются творческие задания. Например, гуляя,говорим: «Найдите отгадку рядом с нами!».И загадываем загадку: «Ее узнаешь по простой примете: нет деревца белей на свете». Не стремимся к тому, чтобы дети запомнили больше загадок. Важнее, чтобы, отгадывая их, они мыслили, сопоставляли, сравни-вали.

В подготовительной к школе группе некоторые дети уже умеют читать, по-этому на полке с книгами должен лежать сборник стихотворений. С каким интере-сом дети читают и рассматривают иллюстрации. Так книга С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями В. Лебедева вызывает у них теплое отношение к живот-ным. И это не удивительно, ведь поэтический язык выразителен, прост, жив и весел, а рифма запоминается сразу.

Хочется отметить, что работа без сотрудничества с родителями была бы ме-нее успешной. Многие из них охотно выполняют просьбы воспитателя, прислуши-ваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют до-машние задания.

Художественное слово воспринимается нами путем чтения и слушания. В пер-вом случае восприятие непосредственное, во втором – через исполнителя-чтеца или рассказчика, который является как бы посредником между автором и слушателем.

Чтец-исполнитель, используя оттенки своего голоса и другие средства выра-зительной речи, заставляет звучать произведение, придает ему соответствующий звуковой рисунок. Работа чтеца ответственна как перед автором, там и перед слу-шателями. Исполняя художественное произведение, чтец передает мысли и чувства автора. Задача чтеца – помочь слушателям увидеть слышимое, сделать, зримыми и правдивыми соответствующие картины, образы, вызвать определенные эмоции, пе-реживания.

Искусство художественного чтения и рассказывания широко используется в воспитательной работе с детьми. Учитывая грамотное воздействие художественного слова на всестороннее развитие ребенка, воспитатель должен обратить внимание на особенности восприятия детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок читать не умеет. Художественное слово воспринимается им через слушание чтения или рассказывания взрослых; отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

Художественным исполнением произведения воспитатель облегчает ребенку понимание идеи, облегчает работу творческого воображения, помогает ему видеть образы, картины, действия и правильно оценивать их. При этом ребенок сильнее чувствует музыкальность стихотворной речи, живее воспринимает выразитель-ность языка.

Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа чтеца над произведением – работа творче-ская. В процессе подготовки он должен хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Понимание идеи поможет исполните-лю определить свое отношение к произведению в целом, к действующим лицам и их поступкам, поможет яснее увидеть образы, обстановку действия.

Так, уяснив себе идею стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зай-цы», чтец-исполнитель соответствующими приемами выразительного чтения нари-сует положительный образ мудрого русского деда, покажет его доброе отношение к животным, передаст соответствующими интонациями и картину весеннего поло-водья.

Чтец не бесстрастно передает содержание. При исполнении художественного произведения он является как бы очевидцем событий, о которых идет речь, он и со-чувствует и осуждает, и оправдывает и обвиняет.

Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь чтеца должна быть эмоци-ональной и убедительной. А это произойдет лишь в результате тщательной подго-товки, во время которой чтец настолько вживется в данное произведение, что смо-жет передать свое отношение к тому, о чем говорит. Его чувства передаются и слу-шателям.

Большую помощь в исполнении художественного произведения оказывает чтецу творческое воображение. Исполнитель должен видеть то, о чем рассказывает. Без этого «видения», как говорил К. С. Станиславский, живой передачи не получит-ся.

Только тогда правдиво и искренне будет звучать отрывок «Однажды в студе-ную зимнюю пору…» из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», когда чтец увидит и лошадку, «везущую хворосту воз», и мальчика в больших сапогах, больших рукавицах. Важно не только увидеть мальчика, но и понять его настрое-ние, почувствовать, с каким достоинством он выполняет порученное ему дело.

Безусловно, чтец должен помнить о художественном исполнении. В создавае-мом звуковом рисунке следует избегать натуралистического показа явлений. В изображении описываемых событий, поступков действующих лиц, их переживаний следует избегать натуралистических приемов, как например натуральный плач, крик, бурное проявление радости, излишняя жестикуляция и т. п. Все это снижает качество исполнения, отвлекает слушателя от содержания произведения. Особенно об этом нужно помнить чтецу-рассказчику в детской аудитории.

В процессе творческой работы над произведением намечаются и средства ху-дожественной передачи. Основное средство выразительного звучания произведения – голос. Разнообразнейшие интонации голоса, всевозможные оттенки его силы, темп чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убеди-тельного рисунка исполняемого произведения.

Задача чтеца – умело использовать все богатство оттенков своего голоса.

В процессе подготовки к чтению и рассказыванию большое внимание должно быть уделено и усвоению текста. Независимо от вида исполнения (чтение по книге, чтение и рассказывание наизусть, от жанра исполняемого произведения, чтец-рассказчик обязан хорошо усвоить текст. Знание текста художественного произве-дения для рассказывания в большинстве случаев должно быть дословным. Припо-минание текста во время рассказывания или чтения стихотворения лишает слово его убедительности, снижает качество передачи. Произведения для детей дошкольного возраста невелики по объему, легко запоминаются. Дословная передача текста при рассказывании сохраняет стиль и целостность всего произведения.

Чтецу-воспитателю и чтецу-родителю следует также заранее хорошо ознако-миться с текстом произведения, читаемого по книге; это поможет ему правильно наметить соответствующие выразительные средства для художественного исполне-ния. Время на подготовку к исполнению художественного произведения различно, оно зависит и от объема исполняемой вещи, и от ее художественной формы, а также от степени подготовленности чтеца-рассказчика.

Важно, чтобы литературное произведение правдиво звучало в детской ауди-тории, затрагивало чувства, - тогда оно проникнет в сознание каждого ребенка, произведет впечатление, которое останется надолго у ребенка и отразится в даль-нейшем на его поведении.

Любовь к художественному слову нужно воспитывать в раннем детстве; с ней ребенок перейдет из детского сада в школу и в дальнейшем будет любить родную литературу.

Публикации по теме:

Читайте детям в детстве сказки «Читайте детям в детстве сказки!» - часто произносят воспитатели МБДОУ д/с №32 «Ёлочка» в разговоре с родителями и читают сказки утром,.

Читайте детям осенние сказки. Консультация для родителей Считается, что осень грустное время года, но вы только посмотрите на это волшебное преображение природы, яркие краски и свежесть. Это необыкновенное.

Консультация «Читайте вместе» Нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто.

Консультация для родителей «Читайте детям книги!»Консультация для родителей «Читайте детям книги!» Консультация для родителей "Читайте детям книги!" В наш век информационных технологий и гаджетов очень мало внимания уделяется детской.

Консультация для воспитателей «Что рассказать детям про улиток»Консультация для воспитателей «Что рассказать детям про улиток» У нас на Кубани часто можно встретить виноградную улитку. Однажды показав детворе на участке несколько виноградных улиток, мне пришлось.

Консультация для воспитателей «Детям о родном крае. Белгородчина» Белгородчина наша родная! Ты на радость и счастье расти, Есть, возможно, уголок красивее, Только ближе мне и сердцу - ты! Воспитание нравственности,.

Консультация для воспитателей «Как правильно учить стихи с детьми» Как правильно учить стихи с детьми «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством.

Отчет об акции «Не читайте детям нотации, а читайте детям книги!» Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Учитывая это, в рамках муниципального марафона социально значимых акций среди.

Памятка для родителей «Читайте детям дома» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМА» В наше время трудно оторвать детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги.

Презентация «Читайте детям книги» Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Читайте детям стихи»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 11:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки