Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Детское проектирование как средство развития критического мышления»

Анна Пустосмехова
Консультация для воспитателей «Детское проектирование как средство развития критического мышления»

Консультация для воспитателей «Детское проектирование, как средство развития критического мышления»

Публикация «Консультация для воспитателей „Детское проектирование как средство развития критического мышления“» размещена в разделах

В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать их, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Актуализация новых ценностей в образовании породили устойчивый запрос на человека нового типа. Это человек:

- способный конструктивно и критически мыслить;

- быстро реагировать на вызовы общества;

- принимать рациональные решения;

- проявлять точные и быстрые реакции.

- успешно и легко адаптироваться в современном социокультурном пространстве.

Современный дошкольник, для успешного обучения в школе, должен уметь:

обдумывать;

самостоятельно добывать знания;

мыслить;

принимать решения;

предъявлять продукт.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности (готов ли он получать знания, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности) - тем успешнее он будет в школе.

Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования? Научат детей критически мыслить?

Критически мыслить это – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Одной из эффективных методов развития критического мышления является технология проектной деятельности. Проект может быть педагогический и детский.

Педагогический проект - деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные мероприятия.

В детском же проекте - субъектом деятельности выступают дети, но организуются они также педагогом.

Детский проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Зачем нужны проекты?

для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельности детей;

для расширения кругозора;

для развития индивидуальных творческих способностей;

для обучение групповой работе;

для развития критического мышления – это значит учить слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания;

для того чтобы дети научились критически думать – это значит проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, сомнение в общепринятых истинах, выработка точки зрения и способность отстоять её логическими доводами.

Детский проект разрабатывается с учетом возрастных особенностей.

1. Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.

2. Развивающий, характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

3. Творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Выполнение любого проекта можно разделить на определенные этапы.

1 этап. После утверждения названия и темы проекта педагог выносит проблему на обсуждение детям, в результате выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности или опровергнуть.

2 этап. Далее, следует разработка совместного плана действий по достижению цели. Не забывая, что гипотеза это и есть цель проекта. Первый вопрос детям «Что мы знаем об этом?», далее «Что мы хотим узнать?» и наконец «Как нам найти ответы на вопросы?»

3 этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, для этого среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

К организации поисковой и творческой деятельности можно и даже необходимо подключать родителей. Задания придумывает воспитатель, а родители с детьми выбирают, главное чтобы оно было не слишком трудоемким и выполнялось с «желанием и радостью».

4 этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, праздники.

Таким образом, метод детского проектирования способствует развитию критического мышления, даёт возможность синтезировать и анализировать полученные знания, выявлять причинно – следственные связи, развивать умение делать собственные выводы, что является составляющим успешной личности.

Памятка.

Не забывайте!

Некоторые педагоги допускают ошибки в разработке либо реализации проекта.

№ 1. Представление в виде практической части детского проекта системы работы по какому-либо вопросу.

Например, рассказывая о детском проекте, педагог перечисляет организованные им занятия, праздники по теме проекта. Ошибка в том, что в данной ситуации дети не являлись субъектом деятельности, не предлагали идей, не находились в поиске, а были исполнителями идей воспитателя.

№2. Подбор методической литературы и пособий, игр к проекту выдается за основной этап проекта «копилку».

Некоторые воспитатели считают результатом проекта подбор многочисленного методического или дидактического материала, называя это проектной копилкой, забывая о том, что в этой копилке должен участвовать сам ребенок, и то в форме сбора иллюстраций, открыток, растений и т д. для исследования темы проекта.

№3. Участниками проекта являются лишь активные воспитанники группы.

Часто так бывает, что активные дети это участники всех видов деятельности в группе и за пределами ее. В результате и участниками проектов становятся те же ребята. Между тем одна из задач проектной деятельности - раскрепощение дошкольников, предоставление возможности для инициативности. Задача воспитателя поддержать именно тех детей, которые не имеют возможности проявить себя или отказываются из за стеснительности.

№ 4. Прямое руководство деятельностью детей.

В ходе проектной деятельности можно услышать. А теперь сделайте вот так, а теперь мы будем изучать то то…. Чтобы не совершать такой ошибки нужно давать возможность детям самим найти, придумать, сделать выводы.

№ 5. Невостребованность продукта проекта.

Как правило, продукт детского проекта в реальной жизни не используется, о нем забывают с окончанием реализации проекта. А ведь это силы, затраченное время ваше, детей и родителей. Обязательно найдите место и время вспомнить о нем и использовать в чем либо.

№ 6. Ребенок просит разрешения поиграть с тем, что он с товарищами сделал (продукт детского проекта, воспитатель не разрешает.

Любой продукт детской деятельности должен использоваться ребенком, а не служить украшением группы.

№ 7. Несоблюдение сроков реализации проекта.

Случается так, что проект задуманный на одну неделю затягивается на месяц. Педагог находит все новый материал, что то интересненькое и не замечает, что тема проекта заполнила все время. Дети и даже родители зациклены на одном и том же и не могут дождаться, когда проект завершится. По этой причине в следующий раз очень сложно будет увлечь детей и родителей какой либо идеей.

№ 8. Воспитатель забывает отражать проектную деятельность в календарных планах.

Не смотря на то, что проект реализуется в ходе режимных моментов, педагоги забывают вносить информацию о нем в календарные планы. А ведь эту информацию можно с успехом разместить в разделе «Работа с родителями».

№ 9. Неэффективная презентация материала в итоговой части реализации проекта.

Чтобы дети почувствовали важность реализации их проекта необходимо тщательно продумать презентацию их деятельности. Лучшими зрителями станут родители, которые принимали участие в проекте, а не дети соседней группы, которым будет очень сложно понять суть темы, так как они не изучали, не исследовали, не участвовали в этом….

Публикации по теме:

Консультация для молодых педагогов «Детское проектирование как метод обучения дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида№10 «Золотая рыбка» Консультация для.

Консультация для воспитателей «Окружающий мир как средство развития жизнерадостности у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Окружающий мир как средство развития жизнерадостности у детей дошкольного возраста» Сафиева Елена.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Консультация для воспитателей «Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей» Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации. Моделирование - наглядно-практический.

Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактическая игра как средство развития детей» Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная деятельность является одной из любимых детьми.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребёнка» Филиал №2 МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Старосеславино КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда – как.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников» Сказка как средство развития речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника» Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детское проектирование как средство развития критического мышления»
Опубликовано: 9 марта 2019 в 16:43
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД