Бадгудинова Венера Разяповна
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
Воспитатель – Бадгудинова Венера Разяповна
г. Старый Оскол, 2012
У детей с нарушением речи отмечается недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операций. Это видно, когда они застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают шнурки. Учитывая это, а также сниженную речевую активность детей-логопатов, мы придумали «Логопедическую полянку». Это своего рода фланелеграф. Кроме того, предметы и действующих лиц своего рассказа дети прикрепляют с помощью липучек, пуговиц, крючков, прошнуровывают. А главное, они сами становятся действующими лицами своего сочинения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Обучение рассказыванию занимает большое место в логопедической работе и проводится обычно с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому и «Логопедическая полянка» используется нами, как правило, в работе по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи с каждым ребёнком. Возможность самому выбирать действующих лиц побуждает воображение ребёнка, способствует развитию речи и мышления.
Знакомлю с «Логопедической полянкой» подгруппу детей, чтобы показать общий принцип работы с ней.
«Представьте себе, что мы с вами волшебники. И эта голубая полянка сейчас превратится в настоящий живой мир». На глазах у детей заселяю полянку объектами живой природы. Затем предлагаю придумать, что же на ней сейчас произойдет. Например: «Бабочка проснулась, расправила крылышки. – Какое чудесное утро! – подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок. (Ребёнок пристегивает к «полянке цветок и продолжает). – Садись, я угощу тебя пыльцой! – сказал цветок. – Я напою тебя росой, - сказала травка. – Я спою тебе песенку, сказал колокольчик. Цыпленок пригласил бабочку поиграть в догонялки». Далее завязывается беседа.
Воспитатель – Как ласково можно назвать бабочку?
- подружка, красавица, милая.
Воспитатель – Пыльца какая может быть?
- сладкая, вкусная.
Воспитатель – А роса?
- прохладная, прозрачная, искристая, серебристая.
Воспитатель – Песенка у колокольчика какая?
- звонкая, радостная.
Так получается более интересный рассказ. «Бабочка проснулась, расправила крылышки. – Какое чудное утро! – подумала она и полетела на полянку. На полянке рос красивый цветок. – Садись, красавица, я угощу тебя сладким нектаром. А зеленая травка сказала: - Я напою тебя прохладной росой. – А я спою тебе звонку песенку, - сказал голубой колокольчик. Пушистый желтый цыпленок пригласил бабочку поиграть в догонялки».
Дети самостоятельно играют на «Логопедической полянке». Выбирают героев, придумывают сюжет.
«Логопедическая полянка» - также благодатный материал для обучения правильному употреблению в речи предлогов и пространственных наречий : в, на, из, за, над, у, около, между, через, из-за, из-под, спереди, сзади, слева, справа, внизу, сбоку, рядом, близко, далеко, вдали, впереди, ближе, дальше, выше, ниже, высоко, низко. Для этого использую карточки-схемы предлогов. Параллельно отрабатываются падежные формы личных местоимений (у него, за ним, перед ним, рядом с ней, с ними и др). Для облегчения высказываться использую на занятиях игрушки, при помощи которых дети учатся сравнивать предметы, описывать их, вести диалог.
При обучении детей составлению рассказов мы используем следующие приемы: рассказ воспитателя как образец; наводящие вопросы педагога; составление плана рассказа (использую схемы описания); коллективное составление рассказа; использование опыта самих детей.
С целью более успешного овладения детьми навыками связного последовательного изложения мною используются следующие упражнения:
«Скажи так же»
Гусеница – гусеницы, удав – удавы, крокодил, жираф, сороконожка, божья коровка, заяц.
«Назови ласково»
Жираф – жирафчик, крокодил – крокодильчик, гусеница – гусеничка, удав, сороконожка, шея, хвост.
«Как назовем очень большое?»
Крокодил – крокодилище, жираф – жирафище, гусеница, удав, сороконожка, Зайчик, божья коровка.
«Как можно еще сказать?»
Бежать – мчаться, нестись, лететь.
Исчезать – скрываться, теряться, пропадать.
Прекрасный – отличный, превосходный, великолепный, замечательный.
«Скажи наоборот»
Веселый – грустный, тоскливый.
Друг – враг.
Радоваться – печалиться.
«О ком я говорю?»
(по глаголам и прилагательным узнать, о ком идет речь)
Вытянутый, длинный, плоский, зубастый (крокодил)
Пластичный, гибкий, сильный (удав)
Летает, ползает, кормится (божья коровка)
Ползает, грызет, уничтожает (гусеница)
Плывет, охотится, ныряет (крокодил)
Быстроногий, высокий, яркий, пятнистый, великолепный (жираф)
Шустрый, быстроногий, пушистый, трусливый (заяц)
Вариант – подобрать предмет к действию
Ползает – гусеница, удав, божья коровка
Бегает – крокодил, жираф, заяц
Скачет – заяц, жираф
Кусается – крокодил
Подкрался – удав, крокодил, жираф,
Вцепился – крокодил, удав
«Подскажи правильное слово»
(согласование прилагательных с существительными)
Длинная – шея; Острые – зубы, клыки;
Пластичный – удав; Неуклюжий – крокодил
«Закончить предложение»
Глубоко под водой плыл (крокодил)
На листке яблони сидела изумрудная (гусеница, бабочка)
Огромной силой обладает пластичный (удав)
Четыре раза в год меняет свой красивый наряд (удав)
Над вершиной дерева показалась голова пятнистого (жирафа)
«Отгадай загадку»
У этих жуков
Красное платье в черный горох.
На растениях они обитают
И вредных тлей уничтожают. (божья коровка)
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит.
(крокодил)
У мамы и у ребяток
Вся одежда из заплаток,
Ну, а шея подъемного
Крана длиннее. (жираф)
«Сочини загадку»
Сильный, зубастый, кажется неуклюжим. (Крокодил)
Ползет, гибкий и очень сильный (Удав)
Зеленый охотник в речке сидит и добычу ждет (Крокодил)
С рожками-антенами красавец пятнистый (Жираф)
Может ползать и летать, молоком всех угощать. (Божья коровка)
Когда дети освоят необходимую для работы лексику, можно приступать к сравнению предметов.
«Крокодил – это крупное животное, а божья коровка – маленькое насекомое. У крокодила есть туловище, голова и хвост, а у божьей коровки – туловище и голова. На голове у крокодила большие выпуклые глаза и огромная зубастая пасть, а у божьей коровки – желтые янтарные глазки и усики. У крокодила длинное, плоское, зеленое туловище, а у божьей коровки – круглое, красное, с черными точками. Крокодил живет в воде, умеет плавать, а божья коровка летает и ползает. Крокодил и божья коровка – хищники, только крокодил питается крупными животными, а божья коровка – очень маленькой тлей».
В процессе сравнения развивается мышление, активизируется словарь, закрепляется полученный ранее навык использования соответствующих грамматических форм и синтаксических конструкций. После сравнения двух объектов я даю образец описания. Затем дети самостоятельно составляют рассказы-описания.
Начиная занятие, говорю: «К нам пришел в гости Карлсон. Он никогда не видел таких диковинных существ и ничего о них не знает. Давайте ему расскажем, кто это».
Дети описывают: «Жираф – это очень красивое животное. Он живет в жарких странах. Отличается необычной пятнистой окраской и очень длинной, величавой шеей. На голове у жирафа маленькие рожки, похожие на антенну. Питается он листьями деревьев, травой.
Божья коровка – это насекомое. У нее круглое, красное, выпуклое тело с черными точками на спине. Не голове большие желтые глаза и черные усики. Это хищник. За это все ее любят. И ласково называют «солнышко».
В подготовительной группе продолжаю упражнять детей в рассказывании историй из своего опыта.
«Один раз в зимний день мы увидели божью коровку. Откуда она появилась, мы не знали. Наверное, осенью замерзла и где-то спала, а теперь отогрелась и вылетела. Мы все долго рассматривали её. Она ползала по стеклу, потом перелетела на цветок. Целый день мы наблюдали за божьей коровкой и радовались. Как будто к нам вернулся кусочек лета».
В процессе обучения дети постепенно овладевают умением составлять рассказы и на жизненные темы, и на темы, придуманные ими самими. Дети с более развитой речью включаются в рассказ диалог. Но он дается им не просто: нужно выслушать товарища, соотнести свои и его высказывания, грамматически правильно их оформить. Мы заметили, что дети быстрее включаются в диалог, если занятие проводится с большими мягкими игрушками. Постепенно я повышаю требования к рассказам. Рассказы детей подготовительной к школе группы сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится больше фактов. Дети начинают рассказывать более эмоционально.