Людмила Воробьева
Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре : «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»
С древнейших времен известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое развитие ребенка, формирование его ценностных ориентиров, воспитание чувства прекрасного за счет сильного эмоционального влияния художественного образа произведения на психологическое состояние дошкольника.
Публикация «Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре „Музыка на занятиях по физической культуре“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
В то же время пи соответствующем применении музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект не только на психику ребенка, но и на организм, облегчать выполнение физических и умственных нагрузок, содействовать лучшему запоминанию и выполнению различных физических упражнений.
Воздействие музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе занятий у детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства.
Ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного ритма. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с обычной ходьбой, для сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но даже вальс. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, прыжкам.
Бег - грациозный, мягкий, «стелющийся» требует такой же по ритму музыки, как например вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног – стремительного, задорного галопа или польки.
Прыжки-подскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой долей такта, во втором – плавная.
Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыком. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую выразительность. Физические упражнения, требующие индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (прыжки в длину, в высоту, лазанье и т. д., не следует проводить под музыку.
Во время подвижной игры музыку нужно использовать очень аккуратно, так как подвижная игра большой интенсивности повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Так, например, в игре «Караси и щуки», когда «караси» выполняют монотонное движение (бег врассыпную с имитацией движения рыб, музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «щуки». Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы, когда начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка прекращается; каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает. При таком беге музыка может нести дополнительную нагрузку и побуждает детей постоянно двигаться. Они быстро устают, а ведь бег с увертыванием хорош именно тем, что иногда можно постоять и передохнуть.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений направленных на формирование навыка произвольного расслабления, используется специальная музыка для релаксации в сочетании с естественными звуками, тематически связанными с сюжетом занятия (крики чаек, шум прибоя и т. д.).
Поскольку занятия под музыку могут быть довольно динамичны, целесообразно часто менять исходное положение, а также выполнять подряд несколько упражнений, где основная нагрузка ложится на одни и те же группы мышц. Часто смены комплекса ОРУ зависит во многом от интереса, со стороны занимающихся.
Можно с уверенностью сказать, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения – важное условие правильной организации всего педагогического процесса, а значит, и важное профессиональное умение современного специалиста по физической культуре.
Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать музыкальные занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму - накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее личностное развитие ребенка дошкольного возраста.