Получи документы

Доклад для воспитателей «Играя, формируем элементарные математические представления»

Ольга Ильина
Доклад для воспитателей «Играя, формируем элементарные математические представления»
▼ Скачать + Заказать документы

(из опыта работы воспитателя)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Доклад для воспитателей „Играя, формируем элементарные математические представления“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры

Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких – либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим:

(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения, гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданными математиками, педагогами, методистами.

Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры.

Основная цель использования дидактического материала : научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировке в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Я хочу остановиться на развлечениях. К математическим развлечениям относится: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другие. Они интересны по содержанию, занимательны по форме отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел)

Геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки, буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы)

Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношений.

C целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал сочетается с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши

Столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. д.

1. В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как

«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.» Кто будет первый?»

2. В средней группе я познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, я обозначала их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Я использую также такие игры в путешествии во времени как:

«Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток использую карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.

3. Пространственных представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Играя с детьми, я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игры «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Дети анализируют фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

5. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»

Кроме того с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия.

Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из- за стола.

На занятиях по математике даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой. Заканчивается физкультминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. В дошкольных учреждениях на занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковую гимнастику делят на :

-самомассаж кистей пальцев рук;

-упражнения за столом;

-пальчиковые игры;

-упражнения для активации работы мышц глаза;

-игры со счетными палочками;

-игры с пластилином;

-игры с бумагой;

-игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами;

-игры – манипуляции («Ладушки», «Сорока»);

-cюжетные пальчиковые игры («Распускается цветок»);

-пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой;

-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

(«Моем руки под струей горячей воды»);

-театр в руке («Сказка» - дети обыгрывают персонаж сказки).

Использовать их можно не только во время нод, но и в течение дня.

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое, которому свой аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему).

Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать вывод, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям использовать игры в процессе обучения детей.

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Презентация игр по развитию высших психических функций для работы с детьми старшей группы Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для воспитателей «Играя, формируем элементарные математические представления»
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 20:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад для воспитателей «Играя, формируем элементарные математические представления»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ильина (УИ 78932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД