Надежда Снетова
Консультация для воспитателей «Как знакомить детей со своим организмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство со своим организмом
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется в том числе и здоровье.
Открывая раздел «Задачи воспитания и обучения» Программы в любой возрастной группе мы видим первую задачу - сохранять и укреплять здоровье детей.
Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются :
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Публикация «Консультация для воспитателей „Как знакомить детей со своим организмом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; и т. д.
Мы остановимся сегодня на первых двух задачах.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
- формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Так как большую часть времени дети проводят в д/с, основная работа по этим направлениям ложится на наши плечи.
Некоторые из этих направлений желательно сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически (например, привитие стойких к. -г. навыков и обучение уходу за своим телом). Занятия по воспитанию потребности в ЗОЖ должны помогать выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения. Поэтому мы должны действовать по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи его в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно.
Например, прежде чем требовать от ребенка ежедневно чистить зубы, воспитатель играет с детьми. Дети с помощью зеркальца рассматривают зубы, узнают, сколько их и какие они, для чего они нужны. Опираясь на прошлый опыт детей (они вспоминают у кого болели зубы, как это было неприятно и страшно было идти к доктору) воспитатель дает мотивационное представление о необходимости ежедневно утром и на ночь чистить зубы (примеры из книги про кариозных монстров). Некоторое время воспитатели (родители) контролируют выполнение детьми этой процедуры, затем, привыкнув, дети уже не могут без нее обходиться.
В дошкольном возрасте предполагается, что дети должны понимать:
- зачем и как чистить зубы;
- зачем и как нужно беречь глаза, уши;
- что такое правильная осанка и для чего важно ее сберечь на всю жизнь;
- для чего дошколятам необходим дневной сон;
- где находится сердце и почему оно «стучит»;
- иметь понятие о больном и здоровом организме, хорошем и плохом самочувствии;
- значение соблюдения режима дня и необходимость подвижного образа жизни и физических упражнения для укрепления здоровья;
- особенности рационального питания детей и заболевания, связанные с неправильным питанием.
Например, тема занятия «Режим дня старших дошкольников»
Цели и задачи: - познакомить детей подготовительной группы с режимом дня, убедить их в необходимости строго выполнять его;
- научить детей планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня.
Ход занятия:
1. Воспитатель объясняет, что такое режим дня, его пользу и т. д. (в игровой доступной для детей форме)
2. Практическая работа с детьми: предложить детям выложить режим дня в виде алгоритма (например, геометрических фигур, картинок или разных цветов в нужной последовательности:
Сон – подъем и зарядка – утреннее умывание – завтрак – занятия в д/с – прогулка – игры.
3. Подведение итогов занятия – воспитатель вместе с детьми делает выводы:
- Почему необходим режим дня? (для поддержания здоровья и настроения)
- Что такое режим дня? (распределение во времени действий ребенка за сутки)
- Расскажите о своем режиме дня (краткие рассказы детей о своих режимах)
Тема занятия «Личная гигиена и гигиена жилища»
Цели и задачи: - научить детей некоторым правилам личной гигиены (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, интимными местами, одеждой, обувью, предметами быта);
- познакомить дошкольников с понятием «гигиена» (гигиена личная, гигиена жилища) и научить их выполнять правила личной гигиены.
Ход занятия:
1. Объяснение воспитателем, что такое личная гигиена и гигиена жилища (в доступной форме)
2. Практическая работа с детьми: вырезать силуэты самых ходовых предметов личной гигиены (или нарисовать или назвать на букву «М» (мыло, мочалка, «В» (вода, ведро) и т. д. – расческа, ножницы, зуб. щетка, мыло, мочалка и пр. ; и предметы, которые используются при уборке помещения – щетка, швабра, губка и пр.
3. Подведение итогов занятия: воспитатель делает вывод, что гигиена (греч. - приносящий здоровье) - меры, обеспечивающие сохранение здоровья, условий жизни, влияющих на здоровье, предупреждающие заболевания.
Тема занятия: «Советы доктора воды»
Цели и задачи: - привитие навыков здорового образа жизни
- развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека
Ход занятия:
1. Беседа по теме «Советы Доктора Воды» : Например, вопросы воспитателя :
- Как умывается кошка? (вылизывает себя языком)
- Зачем она это делает? (ответы детей)
- А как другие животные ухаживают за собой? (слон поливает себя водой из хобота, обезьяны чистят друг друга, медведи часто купают своих медвежат, держа их за шкирку. А когда те подрастут, они сами охотно купаются и т. д.)
- Вспомним сказку «Мойдодыр» (чтение отрывка «Рано утром на рассвете)
- Зачем животные чистят свое тело? (ответы детей)
- Почему плохо быть грязнулей? (никто не захочет с ним дружить, грязные уши – человек плохо слышит, грязная кожа – организм плохо дышит, грязные руки – появляются глисты и др.)
- Где больше скапливается грязи на теле человека? Как вы заботитесь о чистоте своего тела?
А потом прочитать Советы доктора Воды:
- Раз в неделю мойся основательно
- Утром, после сна, мой руки, лицо, шею и уши
- Каждый день мой ноги перед сном
- Обязательно мой руки после: уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте и др. (Эти советы можно оформить картинками или алгоритмами, можно жестами показать каждый совет или обыграть как-то еще).
2. Анализ ситуации – А как же не быть грязнулей? (выслушать краткие рассказы детей)
Так же можно предложить темы бесед, как «Мои друзья – вода и мыло», «Путешествие в страну здоровья», «Необычное путешествие по городам Здоровья» (например Глазоград – рассмотреть элементарное строение глаза, побеседовать о том, как защищать и беречь глаза, выполнить гимнастику для глаз, Ухоград – тоже беседа об ушах, массаж ушных раковин, можно провести игру на проверку слуха; Зубоград – для чего нужны зубы, различия их у взрослых и детей, рассмотреть простейшее строение зуба, имитация чистки зубов).
Как заключительный этап всех бесед о ЗОЖ Можно провести праздник «В здоровом теле здоровый дух».
Также как закрепление материала по приобщению к ЗОЖ можно провести неделю здоровья с привлечением родителей (конспекты есть, но без помощи воспитателей не справиться)
Рекомендуется проводить занятия, посвященные приобщению детей к ЗОЖ раз в месяц. Но все равно это приобщение происходит на протяжении всего дня, почти во всех режимных моментах. Мы напоминаем, зачем мыть руки, почему надо выпрямить спину и поставить ровно ноги под столом, зачем застегнуться на все пуговицы, почему надо закрыть глаза в тихий час, постараться заснуть и дать поспать соседу и т. д. На каждом физкультурном занятии я объясняю, какая польза от того или иного упражнения (одно - для того, чтобы спинка была ровная и красивая, другое – чтобы талия была тонкая, стопы мы массируем, чтобы девочки легко и красиво могли ходить на каблучках и т. д.) Также можно индивидуально проводить такие игры, как
«Что можно делать…» :
- глазами – глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть телевизор, увидеть красивое дерево и т. п. ;
- руками – шить, мастерить, рисовать, подтягиваться …;
- губами – улыбаться, смеяться, дуть…;
- ногами - бежать, играть в мяч, ходить по лужам …;
- зубами – жевать, кусать, грызть…
«Собери предложение» :
Лена, зубы, утро, чистить, каждое.
Антон, любая, гулять, погода, в.
Петр, бассейн, любить, плавать.
«Сравни!» :
Человек и кот. Человек и обезьяна. Человек и кукла.
«Составь рассказ по картинкам» :
Предлагаются картинки на разные режимные моменты в нарушенной последовательности. Ребенок должен их сложить в правильной последовательности.
Могут также помочь книги «Уроки Мойдодыра», «Когда, зачем и почему?» С. Афонькина.