Марина Куваева
Консультация для воспитателей «Классическая музыка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что музыка обладает лечебным эффектом! В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Публикация «Консультация для воспитателей „Классическая музыка в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании в ребенке способности ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни – в детском саду и в семье дети не в полной мере знакомятся с настоящей классической музыкой.
По слушанию музыки «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» предусмотрен узкий круг классических произведений. Мало какие семьи дома слушают классическую музыку, как правило дети слушают лишь современную, эстрадную музыку. Вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо приобщать к шедеврам музыкального искусства. Давая слушать детям классическую музыку, мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества.
«Классический» в переводе означает «образцовый»; и благородная цель педагогов – ознакомление детей с высокими образцами классической музыки, литературы, живописи, театра. Эта задача поставлена в Федеральных государственных стандартах.
Классическая музыка – это чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами – классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями.
Русские композиторы- классики: (слайд 2-3)
Чайковский, Рахманинов, Бородин, Мусоргский, Глинка, Римский-Корсаков.
Европейские композиторы-классики: (слайд 4, 5, 6)
Моцарт, Бах, Лист, Бетховен, Гайдн, Гендель, Вивальди, Шопен, Шуман, Шуберт.
Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общее нравственно-эстетическое развитие.
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.
Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор – это человек который сочиняет музыку. Вальс – это танец, наездник – это человек, скачущий верхом на лошади, шарманка – это старинный музыкальный инструмент и т. д.
Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке.
Дети подбирают к веселой музыке слова – веселая, радостная, забавная, смешная. К грустной – нежная, задумчивая, плавная, ласковая, грустная.
Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира. Из этого следует, что классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.
Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях. Главная задача педагога – увлечь ребёнка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка времени, поэтому на слушание необходимо отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Очень важно соблюдать чувство меры. Многие зарубежные и советские композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей. Cлушая классические произведения разного времени, мы формируем у детей эталоны красоты. Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Музыка должна соответствовать возрастным возможностям детей. Произведения классической музыки должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.
Необходимо помнить, что классическая музыка не должна быт фоном, сопровождающим различные режимные моменты: одевание детей на прогулку, приём пищи и т. д. Хорошо сказал об этом Г. Честертон (анг. мыслитель): «Музыка во время обеда – это оскорбление и для скрипача, и для повара». Такое отношение принижает музыку, превращая её в привычный звуковой фон. Слушание классической музыки должно быть специально организовано.
В детском саду должна быть продуманная система работы с детьми, включая взаимодействие всего педагогического коллектива и родителей. Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при условии сотрудничества музыкального руководителя с другими педагогами дошкольного учреждения, координации действий всех участников педагогического процесса.
Подготовка детей к слушанию может включать в себя знакомство с содержанием произведения (например, содержание сказок «Спящая красавица» - для слушания балета Чайковского, «Руслан и Людмила» - для знакомства с оперой Глинки, «Золушка» - знакомство с балетом С. Прокофьева и др.). Также можно предварительно познакомить детей с музыкальными инструментами, которые будут звучать в оркестре. После этого дети на музыкальном занятии знакомятся с яркими фрагментами прослушивания оперы или балета. Можно сопровождать слушание просматриванием видеозаписей и иллюстраций. А после знакомства с произведением хорошо было детям вместе с родителями посетить соответствующий спектакль в театре. Потому что музыкальный театр в силу своей зрелищности, праздничности способен оказать на дошкольников огромное влияние.
Замечательно было бы организовать концерты профессиональных музыкантов в детском саду. Для этого нужно выявить возможности родителей, используя для этого анкетирования, беседы. (Кого можно пригласить). Такие яркие события оставляют в памяти детей заметный след, повышают настроение, создают атмосферу праздника. Они должны обязательно обсуждаться: дети вспоминают услышанное и увиденное на концерте, рассказывают о своих впечатлениях. Можно предложить им различные творческие задания: воплотить свои впечатления от музыки в рисунках, показать музыкальный образ в творческом движении, обыграть просмотренный сюжет в театрализованной деятельности.
Какую музыку должны слушать дети?
Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - "адажио", "анданте". Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времен года" Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама", колыбельные песни.
Слушание произведения «Зима» Антонио Вивальди.
А для детей пассивных, с синдромов угнетения полезны произведения в темпе "аллегро" и "аллегро модерато" Моцарта, Шуберта, Гайдна. Например: вальсы из балетов Чайковского, "На тройке" из его же "Времен года", "Весна" из "Времен года" Вивальди, а также маршевые мелодии.
Слушание «Большого вальса» П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Сейчас есть большой выбор - аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса. Аудиокассеты так и называются: "Малыш в лесу", "Малыш у моря", "Малыш у реки".
Сочиняя музыку для детей великие композиторы заботились об интересных сюжетных линиях, доступности материала, учитывали возраст исполнителя или слушателя.
Работа с детьми на занятиях и вне занятия.
Знакомство с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с композитором Чайковским, с его творчеством. «Детский альбом» посвящён племяннику композитора В. Л. Давыдову, который рос одарённым ребёнком и очень любит музыку. Дети слушают пьесы из «Детского альбома». В группе можно слушать неохваченные пьесы, сопровождая их стихами В. Лунина, написанными на музыку альбома и иллюстрациями. (Наглядный пример).
После знакомства с пьесами можно разучить и сыграть в оркестре «Немецкую песенку», «Неаполитанскую песенку», а затем исполнить эти пьесы на утренниках.
Опера М. Глинки «Руслан и Людмила». (слайд 7-11)
В группе дети знакомятся с произведением Пушкина «Руслан и Людмила». Рассматривают иллюстрации. На музыкальных занятиях дети знакомятся с понятием опера. История создание оперы «Руслан и Людмила». Дети уже должны знать героев, кто такой Баян (древний русский поэт и музыкант). Послушать песни Баяна. О чём он поёт? На каком инструменте играет? Также дети слушают «Увертюру», «Марш Черномора» (описать Волшебника, кто его сопровождает, какие инструменты звучат, «Бой Руслана с Головой» (легко ли далась Руслану победа).
Заключение.
Именно детство – тот особый, неповторимый период, когда ребёнок обладает повышенной любознательностью, открыт навстречу всему новому и прекрасному. Ознакомление с высокохудожественными образцами подлинного искусства оказывает на музыкальное, а также общее психическое развитие ребёнка: мышление, речь, воображение. Классические музыка, хореография, литература, живопись, театр позволяют решить одну из важнейших задач художественного образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и зрителя и одну из важнейших задач педагогики – воспитание культурного человека.