Получи документы

Консультация для воспитателей на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 2)

Лариса Слободян
Консультация для воспитателей на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 2)

Часть 1

В средней группе важная роль принадлежит образцу рассказа воспитателя. Нередко дети просто копируют его.

В старшей группе подход к этому вопросу должен быть иным. Если при рассматривании картины дети были активны, а их суждения логичны и доказательны, предлагать образец рассказа не нужно. Также нецелесообразно давать описание самого трудного фрагмента картины. Осмыслить его детям помогают вопросы причинно-следственного характера, а возможность самостоятельного описания особенно привлекает их.

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Последовательность работы с картиной в детском саду“ (часть 2)» размещена в разделах

В подготовительной группе продолжается работа по совершенствованию речевых умений и навыков детей. Перед составлением рассказов воспитатель даёт указания к коллективным рассказам, намечет план рассказа: «Дети, сегодня мы начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Рассказывать будете по очереди: один начнёт, другой продолжает, а другой - заканчивает. В начале надо рассказать об этой группе детей, затем о том-то и т. д.».

Структура непосредственно образовательной деятельности по составлению рассказов по картине, включает следующие части :

вводное слово воспитателя,

беседа по картине,

словарная работа,

использование игровых элементов,

указания воспитателя, план рассказа,

составление рассказов детьми,

итог занятия.

В старших группах дети учатся составлять творческие рассказы по картине, т. е. опираясь на содержание картины, они способны представить, как могло начаться событие и о чем оно завершится. Такая деятельность строится сначала по общепринятой методике:

а) беседа по содержанию картины,

б) связь отдельных частей,

в) словарная работа, активизирующая трудные слова.

Уже в беседе по содержанию картины задаются несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать о событиях, предшествующих изображенному на картине или последующих событиях. Каждый ребёнок может по-своему представить дальнейшее развитие действия, однако придуманное должно основываться на понимании логики действия.

В группах старшего возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок с развивающимся сюжетом.

Но немного слов хочется сказать о работе с пейзажными картинками. К восприятию этих картин подводят детей постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные на с наблюдениями в природе. Точно подобранные вопросы помогут определить характер картины, её настроение. Например, что хотел художник рассказать про этот лес? И др. При знакомстве с картинами такого типа хорошо использовать музыку, поэтические произведения. Помогает понять настроение картины и такой методический приё м: воспитатель спрашивает детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки? Или, когда нет дома мамы? И т. д.

Большое значение имеет рассказ-образец воспитателя или литературный образец. Широкие возможности представляют произведения о природе И. Соколова-Микитова, Скребицкого, Пришвина, Есенина, Пушкина и других писателей-знатоков и ценителей природы. В начале и ходе непосредственно образовательной деятельности педагог может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину. Можно подвести детей к сравнению разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картины Левината «Золотая осень» и картины Нисского «Тишина».

Постепенно у детей формируется умение правильно чувствовать настроение отраженное художником в пейзаже и передавать его в своем рассказе, развивается образная речь.

Выслушав выступление ребёнка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу. Он задает вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления, высказывают свои мнения. Затем воспитатель сам кратко и четко оценивает рассказ, так как это поможет другим детям более осмысленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины, полноту и точность, живую, образную речь, умение логически переходить от одной части рассказа к другой. Смысл применения оценки в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, какой похвалил воспитатель, и избегали того, что он не одобрил. Оценка должна повлиять не только на ребёнка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки даваемые в конце деятельности, обычно бесполезны: кроме того, детям трудно запомнить, каково было качество всех прослушанных рассказов, т. к. к концу деятельности они утомляются и не могут воспринять слова воспитателя.

Развитию связной речи по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения:

- придумывание сравнений и определений;

- подбор синонимов и антонимов;

- придумать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- назвать предмет в единственном и множественном лице;

- кто заметит больше качеств предмета;

- составление предложений по опорным словам;

- придумайте название этой картинки из 2 слов и т. д.

- постарайтесь сказать что-нибудь о весне (зиме, лете, осени, так, чтобы всем было понятно, чтобы все увидели что-то красивое, интересное, обрадовались чему-то.

Именно такие задания. Где решаются разные речевые задачи, наиболее эффективны для развития связной речи.

Игровые элементы в непосредственно образовательной деятельности повышают интерес, учат видеть произведение, учат размышлять, повышают умственную активность. Например, педагог закрыв листком бумаги (в тон картины) часть репродукции, спрашивает: что изменилось бы в содержании картины, если бы художник не нарисовал эту часть. Педагог описывает возможные варианты. Конечно, на первых порах дети будут испытывать некоторые трудности, и в этом плане им будет полезен рассказ самого воспитателя. Представляя, скажем, картину «Зимние забавы», воспитатель вслух рассуждает : «А мне кажется, что без этих детишек, весело барахтающихся в снегу после неудачного спуска с горы, в картине исчезла бы радость, веселье».

В ходе беседы можно использовать приём акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, приём вхождения в картину – этот метод очень популярен при ознакомлении детей с произведениями живописи. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувство сопереживания. Интересно проходит игра «Опиши свою картину», здесь используется рамочка из картона, которая прикладывается к картине, и ребёнок описывает изображенное в рамочке.

2 Практическая часть. Деловая игра (2 команды)

1. Расскажи о своей картине (использование рамочки из картона)

2. Придумайте речевые задания по этой картине.

3. Придумайте рассказ, предшествующий сюжету картины.

4. Придумайте рассказ, последующий после этого сюжета картины.

Закончить эту тему я хочу словами К. С. Станиславского: «Надо оставлять в передней свои личные заботы, неурядицы, усталость и с открытой душой нести детям драгоценные дары искусства».

Публикации по теме:

«Мои статьи на maaam». .

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 2)
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 23:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД