Получи документы

Консультация для воспитателей «Игры и задания для развития логики и мышления у старших дошкольников»

Анжела Бумажнова
Консультация для воспитателей «Игры и задания для развития логики и мышления у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей на тему : «Игры и задания на развитие логики и мышления у старших дошкольников.

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игры и задания для развития логики и мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос»«мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

В старшем возрасте начинает формироваться абстрактно-логическое мышление. В этом возрасте детям всё меньше нужно опираться на наглядность, чтобы представить что-то или выполнить задание логического содержания. Одним из главных инструментов познания становится речь, слово. Дети учатся оперировать словами. Когда старшего дошкольника спрашивают «Что больше, пять или три?», он не представляет пять яблок и три, прикладывая мысленно их друг к другу, а просто вспоминает, что пять больше трёх, то есть слово «пять» обозначает группу с большим количеством любых предметов, чем слово «три».

Мышление старших дошкольников также называют словесно-логическим.

Появление абстрактно-логического мышления знаменуется ещё одним ценным приобретением: чтением, то есть превращением слов в образы.

Это не означает, что детям шестого-седьмого года жизни при выполнении логических операций наглядность не нужна совсем. Занимаясь с ними, педагог использует игрушки, раздаточный объёмный (мелкие игрушки, геометрические тела) и плоский материал (картинки, схемы, карточки с заданиями). Но зачастую в роли наглядности выступают абстрактные, не передающие свойств предметов заменители: счётные палочки, фишки, геометрические фигуры. Например, во время прочтения воспитателем стихотворения : «В дверь вошёл Серёжа, а потом Алёша, а потом Маринка, а за ней Иринка, а потом вошёл Кондрат. Сколько стало всех ребят?» дети выкладывают по одной счётной палочке, когда называют имя ребёнка, а в итоге подсчитывают их все и отвечают на вопрос загадки.

Задачи развития логических способностей детей старшего возраста пополняются новыми:

Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).

Совершенствовать умения:

o сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;

o систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;

o вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;

o отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.

• Обучать порядковому и количественному счёту в пределах 10, составу числа до 5.

• Формировать экологически грамотное поведение на основе понимания взаимосвязей в природе, её самоценности и неповторимости.

• Учить анализировать структуру конструкции, воспроизводить её в разных вариантах.

Как и раньше, в работе с детьми педагог использует практические методы развития логики, но теперь в них возрастает роль самостоятельности детей. Старшие дошкольники обследуют предложенные предметы (например, геометрические тела, сравнивают их по величине, цвету, определяют характерные свойства, получая от педагога не готовую информацию о предметах, а лишь наводящие вопросы.

Разнообразнее становится экспериментальная и опытная деятельность старших дошкольников, они могут устраивать долгосрочные опыты, наблюдая за их ходом и развитием, занося данные отдельных этапов опыта в календарь наблюдений. Просматривая календарь, дети поясняют, как логически взаимосвязаны этапы опыта, что было вначале и что получили в конце. Выгонка лука на перо, «пробуждение» веток деревьев зимой могут стать отличным стимулом для логического развития ребёнка, если он будет не просто наблюдать за явлениями, а делать умозаключения на основе изменений. Краткосрочный опыт: как и с каким звуком, падают на асфальт камень и пёрышко, — также даст ребятам много пользы для умственного развития, повод для размышлений.

Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте помогает детям усвоить важнейшие причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира

Практические приё мы неразрывно связаны со словесными: получив определённый результат действий, ребёнок должен объяснить, почему получилось именно так, какие причины вызвали результат. Стимулируют мыслительную деятельность задания типа «докажи», «поясни». С детьми старшего дошкольного возраста можно вступать в игровой спор, побуждая их высказывать своё мнение и отстаивать его правоту, опираясь на усвоенные ранее знания. В старшем дошкольном возрасте ребёнка также учат выполнять операцию «отрицание», используя частицу «не» : если кукла Маша не в синем платье, значит, Машей зовут куклу в красном платье и т. д.

Игры и задания на логику для старших дошкольников

Игровых заданий, упражнений и задач на сообразительность для старших дошкольников существует очень много, в разных вариациях, но все они по содержанию сводятся к таким основным видам:

• Математические. В них используются знания о количестве, величине и форме, ориентирование в пространстве и времени.

Экологические, основанные на природоведческих знаниях.

Игры со словами. В них используется не только звучание, но и «образ» слова, буквы (ребусы, шарады).

• Общепознавательные. Это логические задания, для решения которых дети опираются на свои представления о взаимоотношениях между людьми, о профессиях, семье и тому подобном: «Бабушка, внучка да мама с дочкой, сколько всего человек? (Три)».

Предоставляю вашему вниманию некоторые игры и задания, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы.

1. Игра «Разложи на полки игрушки в разном порядке».

Описание: раздать ребенку карточки с изображением игрушек и схему полки, предложить расставить игрушки на полки так, чтобы на каждой полке стояли все игрушки, но в разном порядке.

2. Игра «Восстанови пирамидку».

Описание: предложить ребенку шаблон пирамидки-раскраски. Задание : раскрась пирамидку, если у пирамидки самое большое кольцо жёлтое. Зелёное кольцо между красным и синим. Синее кольцо рядом с коричневым.

3. Игра «Подбери бант для девочки».

Описание: раздать ребенку карточки девочки (или игрушки куклы маленькие) и три банта разного цвета и размера. Задание : какие банты завязали куклы, если у Кати бант не жёлтый, у Лены не красный, а у Маши самый большой.

4. Игра «Восстанови цепочку».

Описание: прочитать ребенку отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр» : Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

Задание : восстанови цепочку, что за чем несётся, с помощью картинок.

5. Игра «Ответь на вопрос, используя слова «верно», или «ложно»».

Описание: предложить детям рассмотреть сюжетную иллюстрацию на любую тему (времена года, семья, животные и др.). Задание : воспитатель задаёт вопросы по иллюстрации, а дети отвечают словами «верно» или «ложно».

6. Игра «Переправь на другой берег».

Описание: раздать ребенку наглядные пособия: плот, фигуры папы, сына и дочки. Задание : как папе с детьми переправиться на другой берег, если плот выдерживает на воде не более одного взрослого или двух детей.

7. Игра «Помоги мальчикам распределить машинки по местам».

Описание: раздать детям машинки разного цвета и разной марки. Задание : Ваня, Костя и Лёша играли в машинки. Костина машинка обогнала синюю машинку Вани, но первой была полицейская машинка. Чья машинка выиграла?

8. Игра «Расставь чашки».

Описание: эту игру можно разыграть между детьми или раздать наглядные пособия: куклы и чашки разного размера и цвета. Задание : Маша, Ангелина, Катя и Лиля пили чай. У Ангелины чашка не высокая и не маленькая. Справа от Кати сидела Маша, у которой зеленая чашка. Какого цвета чашки у девочек?

9. Игра «Подбери картинку».

Описание: предложить детям разные картинки, необходимо подобрать картинку в правильной последовательности, которая подходит к отрывку из стихотворения Корнея Чуковского «Тараканище» :

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

10. Игра «Восстанови очередь».

Описание: эту игру можно разыграть между детьми или раздать наглядные пособия: касса, фигуры девочек, мальчиков. Задание : В очереди за билетами в цирк стоят подруги: Катя, Маша, Варя, Саша, Олеся. Известно, что Катя купит билет раньше, чем Маша, но позже Олеси. Варя и Олеся не стоят рядом. Саша не находится рядом ни с Катей, ни с Варей, ни с Олесей. Кто за кем стоит?

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома»Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома» Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был всесторонне развитым. Для этого покупают всевозможные развивающие игрушки, которые могут увлечь.

Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления»Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления» Давно известно,что чем лучше ребенок управляет своими пальчиками,тем быстрее он начинает говорить. Здесь нет особого секрета,ведь нервные.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Презентация «Задания для развития внимания, мышления и моторики «Кузнечик со скрипкой» — дошкольникам и младшим школьникам» Предлагаю первую презентацию из этой серии развивающих пособий. Развивать внимание у детей просто необходимо. Ведь благодаря нему мозг учится.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры и задания для развития логики и мышления у старших дошкольников»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 13:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игры и задания для развития логики и мышления у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Бумажнова (УИ 2278477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД