Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Роль загадки в развитии дошкольника»

Гульфина Хаева
Консультация для воспитателей «Роль загадки в развитии дошкольника»

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадка - не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развить у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума и сообразительность, умение рассуждать и доказывать, учит видеть прекрасное. Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Само разгадывание загадок - увлекательнейшее занятие, рассчитанное на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа, и если смотреть на мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудрый вопрос, любое иносказание в загадках будет разгаданы. Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей, парадоксов. Загадка состоит из текстовой части и отгадки, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется своеобразная жанровая закономерность; отгадка в тексте никогда не называется прямо, она заменена метафорой. Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку, заставить идти по ложному пути, посмеяться над его недогадливостью. Как правило, если загадывается неодушевленный предмет, то в качестве метафоры чаще выбирается одушевленный предмет, и наоборот. Одушевлять неодушевленные предметы - излюбленный прием загадок. Если внимательно присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие- то детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают ее разгадать. Об одном предмете можно загадывать несколько различных загадок, используя разные свойства и качества предмета: материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его количественные отношения. Читая загадки, над одним из них вы весело посмеетесь, над другими задумаетесь, а третьи, может быть, и не сумеете разгадать. Тогда вам поможет подсказка- отгадка. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка, но и развивает его мыслительные способности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль загадки в развитии дошкольника“» размещена в разделах

С первых дней жизни ребенка необходимо воспитывать в нем чувства восприятия красоты, постигать мир, учиться видеть, чувствовать,понимать. Опыт подсказывает, что дети намного лучше усваивают знания и приобретают навыки, когда задания преподносят в виде игры. С целью усиления внимания детей используются разные способы, которые активизируют их умственную деятельность, развивают умение сосредотачиваться на выполнении задания. Использование загадок на занятиях стимулирует интерес ребенка к обучению. Ведь именно интерес является связующим звеном между обучением, развитием и воспитанием. Загадки не только оживят занятия с детьми, но и помогут их сделать более интересными и глубокими, а также развить у детей наблюдательность, способность формирования образной речи и поэтического взгляда на мир. Загадки помогут детям самим ответить на многие вопросы из жизни человека и природы, пополнить свой арсенал новой информацией о животных и растениях. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность. Хочется пожелать, чтобы каждое занятие стало для наших детей праздником, чтобы они узнавали как можно больше нового и интересного. И помните, что загадок для детей никогда не бывает много!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для родителей на тему «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника» Консультация для родителей на тему: «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника». СОЦИАЛЬНОЕ развитие это процесс,.

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии дошкольника» Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»[/b] Актуальность данного направления определяется тем, что театрализованная.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» Консультация для воспитателей ДОУ Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника В дошкольном.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии личности ребенка» Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого — деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника» Материалы по теме самообразования: «Роль загадки в развитии дошкольника» Воспитатель Матюнина Елена Владимировна 2017-2018г.

Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника» В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль загадки в развитии дошкольника»
Опубликовано: 24 мая 2018 в 19:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД