Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»

Татьяна Краснокутская
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»

Цель:

Дать представление воспитателям ДОУ о различных традиционных и нетрадиционных формах и методах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Показать малоизвестные методы развития мелкой моторики, которые можно применять в своей педагогической деятельности.

Уважаемые коллеги!

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторикиследует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для ребенка большие сложности.

Пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это:

Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук; игрушки-шнуровки; кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор; пазлы; кубы – сортёры; мозайка.

В образовательной деятельности для развития мелкой моторики используются:

• лепка из пластилина,

• рисование крупой

• Мозаика из цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

• Цветная манная крупа

Ребенок рисует простой контурный рисунок на листе бумаги и мажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполняет ей рисунок.

• Рисование или раскрашивание картинок

• Изготовление поделок из бумаги.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

Еще хорошая тренировка для пальчиков, которая совершенствует ловкость рук - это сортировка семян; переливание жидкостей и не только (начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. ;

Дети очень любят играть в игру под названием «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в контейнеры с песком, с различными крупами в которых спрятана игрушка. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку.

Из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики.

Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей.

Это формы и методы развития мелкой моторики детей вам уже давно известны.

К нетрадиционным малоизвестным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия и криотерапия.

Криотерапия.

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.

От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Но проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания.

Противопоказания.

Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;

Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).

3. Развитиетактильной чувствительности:

- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

Методы развития мелкой моторики – криотерапия,иглотерапия и пуговичная терапия позволяют достичь определенных результатов:

- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;

- повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.

Кроме того эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований. Совершенствование сенсорного восприятия и развитию рук способствуют и занятия на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.

Заключение

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольноговозраста мы добиваемся следующих результатов: улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования в детском саду» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Морячок» Комбинированного вида Тема: Нетрадиционные методы рисования.

Консультация для воспитателей «Оригами — как одно из средств развития мелкой моторики в среднем дошкольном возрате» Уважаемые воспитатели! Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том,.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация для воспитателей на тему «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением.

Консультация для воспитателей «Су-Джок — нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук» «Су-Джок» - нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Консультация-практикум для воспитателей «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»Консультация-практикум для воспитателей «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Консультация – практикум для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Подготовила: учитель-логопед.

Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики (консультация родителей и воспитателей)Нетрадиционные методы развития мелкой моторики (консультация родителей и воспитателей) Мелкая моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»
Опубликовано: 30 января 2018 в 14:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Стенгазета «15 января — день зимующих птиц России»
Мой предыдущий рассказ был о том, как мы с детьми готовили угощение для птиц в честь их «праздника». Но это было не единственное мероприятие в рамках...
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...
Фотоотчет о проведении акции «Сохраним зеленую елочку»
Ель – это прекрасное и удивительное растение. Именно оно встречает нас, когда мы входим в лес. Как свободно дышится в еловом лесу. Сколько пользы оно...