МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи»

Ольга Дымиха Завадская
Консультация для воспитателей «Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи»

Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (ТНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения. При этом нарушается формирование как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Общее недоразвитие речи, Преодоление несовершенств детской речи“» размещена в разделах

Несмотря на разную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является позднее формирование речевой деятельности: первое слово появляется к трем, четырем, а иногда к пяти годам. Показателем является отставание экспрессивной речи при благополучном понимании обращенной речи. Речь таких детей монотонна, малая речевая активность, которая с возрастом без специального обучения падает. Однако дети относительно критически относятся к своему дефекту. Отмечается неустойчивое внимание, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память: из-за этого страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, предыдущие занятия. Из-за низкой активности припоминания страдает познавательная деятельность.

В группу с ТНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия). Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевого общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

Общее недоразвитие речи (ТHP) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

1-й уровень характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»). Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий.

Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот. Фразовая речь отсутствует. Дети используют односложные слова-предложения. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается. Зачисляются в группе с 3-х лет на 3-4 года обучения

2-уровень. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». В речи детей появляется довольно большое количество слов. Но используемые слова достаточно искажены. Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов. Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты. В речи детей нарушается согласование глагола и существительного, прилагательного с существительным. Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков.

Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги. Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов. Зачисляются в группе с 3-4 лет на 3 года обучения.

3-й уровень характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка. Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения. Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных, смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуются существительные с прилагательным, числительные с существительными и др.

Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выяснится незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки». Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками. Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава. При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание. Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения. Зачисляется в группу с 4-5 лет на два года.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание в одной позе. В связи с вышесказанными особенностями в развитии детей с ОНР, в воспитательно-образовательный процесс обоснованно включаются коррекционно-развивающие мероприятия.

4-й уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Для развития фонематического слуха и восприятия необходимо:

• Развитие слухового внимания.

• Развитие речевого слуха.

• Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Всю систему работы по развитию у детей способности слышать, повторять, выделять, дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,

сочетаний слов и фраз;

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Важно развивать слуховое внимание, используя различные неречевые звуки: звуки живой и неживой природы, шум транспорта, музыкальные звуки, бытовые шумы и другие.

Речевое дыхание имеет большое значение для формирования красивого, звучного голоса, четкой дикции, правильного произношения. Разминки для развития дыхания необходимо использовать как на занятиях, так и в режимных моментах.

От развития речевого внимания, речевого слуха, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Практические игры и упражнения, помогут воспитателю в работе с детьми.

Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, часто имеют и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Фонетическая ритмика способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики, коррекции произносительных навыков, развивает слуховое восприятие, нормализует речевое дыхание, развивает чувство ритма и умение изменять силу и высоту голоса. Упражнения можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Хотелось обратить внимание на то, что во всех случаях речь воспитателя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, очень важно использование наглядности, различных опорных сигналов, схем. Данный материал поможет ребятам быстро и легко запомнить сложные понятия: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой, парный – непарный.

Очень часто дети с речевой патологией утомляемы, истощены, непоседливы, вспыльчивы, замкнуты. Тогда на помощь воспитателю может прийти психогимнастика.

Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, испытывают значительные сложности в различении фонем сходных по артикуляторно – акустическим признакам. Этот этап работы с детьми достаточно длительный, требующий от воспитателя терпения, определенных знаний, опыта.

В коррекционной работе с детьми целесообразно использование нетрадиционных методов и приемов. Работа с песком и водой прямое тому подтверждение. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение, развивает моторику рук. Такие занятия лучше проводить индивидуально или небольшими подгруппами. Выполняя работу таким образом, можно заниматься формированием и коррекцией недостатков фонематического слуха и восприятия, используя различные приемы, упражнения, игры.

Работа с ребусами, фишками, звуковыми линейками, символами помогает дошкольникам овладеть звуковым анализом, а это подготовка к овладению самостоятельным чтением и письмом.

Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей накануне Международного дня детской книги «Элинор Фарджон»Консультация для воспитателей накануне Международного дня детской книги «Элинор Фарджон» Элинор Фарджон - первая писательница, награждённая Золотой медалью имени Ганса Христиана АНДЕРСЕНА То, что 2 апреля – день детской книги.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги»Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 22:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД