Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Организация и обучение образно-ролевой и режиссерской игре»

Галина Ерышова
Консультация для воспитателей «Организация и обучение образно-ролевой и режиссерской игре»

Консультация

«Организация и обучение детей образно-ролевой и режиссерской игре»

• Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

• Важность игры состоит в том, что она, будучи самым близким и доступным для ребенка видом деятельности, способствует естественному ходу его личностного развития с помощью создания взрослыми соответствующих для этого условий.

• Для того, чтобы ребенок в полной мере овладел игрой, взрослые должны применять особые способы ее педагогического сопровождения.

Руководство игрой

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация и обучение образно-ролевой и режиссерской игре“» размещена в разделах

Игра как деятельность развивается при условии руководства со стороны взрослых, создания определенных условий:

Материальных (подбор игрушек, оборудования и т. д.)

Психолого-педагогических (общение взрослых с детьми).

• Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и играющего коллектива в целом.

Принципы организации игры:

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре воспитатель должен занять позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Задачи руководства игрой:

• Способствовать формированию умения переносить знания об окружающем мире в игру.

• Развивать умение ставить разнообразные игровые задачи.

• Содействовать освоению назначения предметов.

Образно-ролевая игра

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) возникает такой вид самостоятельной деятельности как образно-ролевая игра.

Образно-ролевая игра –это игра, в которой ребенок выделяет в выбранном образе, определённое действие или специфическую позу, позволяющую удерживать воображаемый образ, и воспроизводит его.

Большинство детей к этому времени осваивают предметно-игровое действие и применение предметов-заместителей. Действие с предметами “понарошку” подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то “понарошку” -мамой, доктором, шофером.

В этом возрасте ребенок начинает имитировать различных сказочных персонажей, животных, людей, и овладевает искусством перевоплощения. Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах».

В структуре образно-ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми;

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Формирование у детей способности мысленно «превращаться» в кого-то другого рассматривается как первый и важный шаг к принятию роли.

Гораздо сложнее проходит развитие ролевого способа построения игры-ролевого поведения в игре.

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать образ-роль, как специфический способ построения игры?

1. Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, чтобы партнер понимал, что он не Петя, а шофер автобуса.

2. Ролевое поведение в игре должно соответствовать игровому замыслу.

Ролевое поведение здесь имеет 2 аспекта.

Первый – это умение выполнять специфические действия с предметами, например, доктор делает укол.

Второй – умение сопровождать игру ролевой речью, направленной на других людей (доктор узнает у пациента, что у него болит).

Как же организовать методически грамотно образно-ролевую игру?

Организация и обучение образно-ролевой игре.

Приемы прямого руководства.

Обучение способам игрового отражения действительности:

- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта);

- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере.

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня, пожалуйста);

- поощрение;

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она есть не хочет);

- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой).

Приемы комплексного руководства:

• планомерное обогащение жизненного опыта;

• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

• своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Вывод: Если дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника-можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

Режиссерская игра

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).

В числе первых самостоятельных игр ребенка возраста 2, 5-3 лет называют режиссерские игры.

Они еще схожи с предметно- манипулятивной деятельностью, однако это уже настоящая игра, определяющей характеристикой которой является особая логика действий ребенка с предметами и наделение их игровым смыслом.

В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие.

Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико - один-два. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль.

Можно выделить следующие особенности режиссёрской игры:

1. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей.

2. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

(кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария).

3. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции.

Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх ребёнком используются так называемые предметы-заместители. Например, диванная подушка превращается в лошадь, на которой ребёнок скачет в дальнее путешествие, или расчёска становится микрофоном для куклы, которая даёт концерт на сцене (в роли которой выступает диван) и т. д.

4. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка.

Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний.

Часто она звучит как «дикторский текст за экраном».

4. В режиссерской игре часто используется много персонажей.

Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.

Для формирования игровых навыков и умений в режиссерской игре, а также в развитии общения необходимо использовать следующие

методы:

1) ознакомление детей с сюжетами игр, расширение знаний о содержании игровых действий, их последовательности;

2) обогащение игровых замыслов детей через ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, инсценирование.

При подключении детей к совместным режиссерским играм со сверстниками используются следующие

педагогические приемы:

- использование системы положительных оценок (поощрений, чтобы поднять авторитет некоторых детей;

- привлечение детей к участию в совместных играх; объединение детей с несколькими сверстниками и создание условий, способствующих возникновению между ними игрового взаимодействия;

- регулирование взаимоотношений детей со сверстниками в ходе совместной деятельности.

Важнейшим условием развития режиссерских игр создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития.

Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др., а по окончании игры - убирать на место.

Педагогические условия развития режиссерских игр:

o Создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр.

o Опосредованное руководство деятельностью детей – подбор материала

o Вовлечение детей в сотворчество с педагогом.

o Необходимо воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше всего прибегать к постановке проблемных или наводящих вопросов.

Основная задача педагога в развитии режиссерской игры - направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.

В заключении хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.

Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Публикации по теме:

Консультация «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах» Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже.

Правовое воспитание старших дошкольников в игре. Консультация для воспитателей Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.

«Развитие творческих способностей дошкольников в игре». Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие творческих способностей дошкольников в игре» (консультация для воспитателей ДОУ) Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№3 г. Лебедянь.

Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников звуковому анализу слов» Обучение старших дошкольников грамоте – это обучение их звуко-слоговому анализу и синтезу слов, знакомство с буквами и обучение синтаксическому.

Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре» Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача.

Консультация «Обучение детей дошкольного возраста игре по слуху» Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в.

Консультация для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры» Для организации сюжетно-ролевой игры необходимо обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приемов таких как:.

Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей Развитие ребенка через игру Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и.

Технологическая карта к сюжетно-ролевой игре «Почта» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ___Почта___(старшая_группа)___ (название игры) Разработал:___Тюрина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация и обучение образно-ролевой и режиссерской игре»
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 09:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД