МААМ-картинки

Организация и руководство творческими играми детей

Воронцова Наталья
Организация и руководство творческими играми детей

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Публикация «Организация и руководство творческими играми детей» размещена в разделах

Лев Семенович Выгодский (психолог и дефектолог) писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится - и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие.» Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ - дети создают игру. Дети – творцы настоящего будущего. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами.

Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.

Рассмотрим развитие творческой игры детей от трех до семи лет и попытаемся определить направление руководства.

Что представляет собою творческие игры в младшей группе детского сада в начале года? В играх трехлетних детей уже проявляется замысел, определенная сюжетность. Объединяются в игре обычно не более двух-трех детей. Но и в младшем возрасте встречаются очень активные дети, способные объединить для игры большой коллектив. Характерна частая смена замысла игр. Обращает на себя внимание нелогичность, которую проявляют дети, переходя от одного замысла к другому, от одной роли к другой.

В играх детей младшей группы можно увидеть появление роли и ролевого действия в самых общих чертах. Ролевые действия — «машинист ведет паровоз», «мамы ухаживают за дочками», «дочки капризничают» и т. д. — отрывочны. Детей увлекает действие само по себе — грузить, пересыпать, перекладывать. Однако действия эти в большинстве случаев ребенок связывает с их ролевым значением — возит груз шофер, варит пищу мама или повар.

В руководстве развитием замысла игры нам представляется важным не предлагать детям готовых ролей («ты будешь шофером», а подготавливать их возникновение обогащением ролевых действий. Начали дети играть в «поезд»надо поддержать замысел и помочь развить разнообразные действия: поезд идет, останавливается, гудит, входят и выходят пассажиры. На этом фоне для детей постепенно вырисовывается, кто и что делает, т. е. происходит расчленение действий и их ролевая принадлежность.

В младшем возрасте, когда воображение ребенка оказывается еще слабым, для того чтобы самостоятельно развивать замысел, игрушки и разные материалы являются организующим началом игр, они вносят содержание в игру ребенка.

На этом этапе детям нужны не столько наборы игрушек (чайная и столовая посуда, мебель и т. д., сколько большое количество таких игрушек, которым бы они могли придавать разнообразный смысл, использовать их в действии (мишки, куклы, коляски, вагоны). Большое место должен занять неоформленный материал; так, в играх дети используют коврики из материи, делая из них крышу дома, одеяльце; собачью конуру.

Принимая во внимание особенности развития игры в младшем дошкольном возрасте, нужно давать детям такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворить индивидуальные запросы, так как на коллективное использование игрушек детьми этого возраста серьезно рассчитывать нельзя, хотя к этому их надо постепенно вести.

Что представляют собой творческие игры детей среднего дошкольного возраста?

Резко бросается в глаза более коллективный характер игр. Больше детей объединяются в играх по одному замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней. Если в младшем возрасте детей интересует ролевое действие — возить, носить, варить и они изображают эти действия, то в среднем возрасте роль уже приближается к изображению определенного лица. Теперь ребенок выбирает себе роль и применительно к ней исполняет ролевые действия. Таким образом, роль, т. е. изображение того или иного действующего лица в типичных для него, проявлениях, постепенно приобретает решающее значение.

Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берёт на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей друг с другом в играх, а также самое направление руководства. Если в младшей группе взаимоотношения детей в значительной мере определялись теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры, столкновения и нужно было руководить детьми в этой области, то при наличии роли взаимоотношения детей концентрируются вокруг нее, особенно вокруг выполнения правил. На это и должно быть обращено внимание при руководстве играми.

Чем ближе изображаемая роль к быту детей, следовательно, к их непосредственному восприятию, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений. Искусство руководства состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к явлениям жизни, а этого, как известно, одним приказанием добиться невозможно. Нужно направить детей на наблюдение окружающего и руководить этим наблюдением.

Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:

помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;

помочь сделать нужную для игры постройку;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Основные приёмы руководства :

например младший дошкольный возраст -внесение новой игрушки и внесение игровых материалов;

старший дошкольный возраст- советы, вопросы.

непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).

В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек: как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.

Наряду с ролевыми играми выделяются игры «режиссерские». В такой игре ребенок управляет игрушкой-куклой приписывая ей роль, ребенок действует за нее, но действует в двух планах: и за игрушку и за себя, как направляющее лицо. Игры эти наряду с общим влиянием способствуют и развитию у ребенка разговорной, связной речи: ребенок рассказывает кукле, поясняет, спрашивает, отвечает за нее.

В старшем возрасте детям необходим разнообразный неоформленный материал из которого они могут делать игрушки, отвечающие их замыслу. В качестве примера можно указать на отношение детей к сделанным ими самими лодочкам или стрелам из бумаги. Старшие дошкольники стремятся научиться делать их, потому что они пользуются ими в игре и хотят быть независимыми от взрослых. Дети же средней группы еще не проявляют стремления научиться делать лодочки. Старшие легко отличают: «мне сделали» от «я сам сделал» и еще больше от «меня научили». В среднем возрасте дети убеждены, что они «сами научились», они искренне верят в свое умение.

На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации. Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке, роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особенно наслаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлений использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:

обогащать содержание игры;

развивать конструктивные способности детей;

учить их строить из разного материала.

Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:

постройка по замыслу;

по условиям;

по предложенной теме.

В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.

Нельзя забывать о таких моментах, как:

помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу.

Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.

Руководство творческими играми детей

Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детский коллектив, который начинает определенным образом влиять на его развитие.

В творческой игре, т. е. игре, придуманной самими детьми, устанавливается определенное отношение их к окружающему, так как в ней происходит действие, реальное для ребенка, которое в процессе игры, означает для него так же много, как если бы речь шла о самом событии.

Благодаря исключительному влиянию творческой игры на развитие личности ребенка она является важным средством воспитания с первых: лет жизни на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми.

Достаточно ли у нас теоретических и практических данных для руководства играми? Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития, игры и тем самым определить характер руководства.

Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры.

Игры, придуманные детьми, построены на замысле. Замысел — не плод отвлеченной мечтательности ребенка, он является результатом наблюдения окружающего. Характерно, что, осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше вырисовывается значение правил в игре. Так как творческие игры создаются на основе наблюдения окружающего, но они, тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет. Поэтому в играх ребенок усваивает нормы нравственности этого общества незаметно, без особых пояснений.

Рассмотрим развитие творческой игры детей от трех до семи лет и попытаемся определить направление руководства.

Что представляет собою творческие игры в младшей группе детского сада в начале года? В играх трехлетних детей уже проявляется замысел, определенная сюжетность. Объединяются в игре обычно не более двух-трех детей. Но и в младшем возрасте встречаются очень активные дети, способные объединить для игры большой коллектив. Характерна частая смена замысла игр. Обращает на себя внимание нелогичность, которую проявляют дети, переходя от одного замысла к другому, от одной роли к другой.

В младшем возрасте, когда воображение ребенка оказывается еще слабым, для того чтобы самостоятельно развивать замысел, игрушки и разные материалы являются организующим началом игр, они вносят содержание в игру ребенка.

Ведущая линия руководства состоит в том, чтобы осторожно и постепенно сосредотачивать внимание, и интересы детей на том или ином замысле, помогать им развить его в определенный сюжет, неорганизованные действия детей с игрушками или материалами перевести в действия смысловые. Ребенок изо дня в день катает пустую коляску. Стоит предложить ребенку посадить в нее куклу, как игра изменяется, приобретая определенную целенаправленность, замысел. Группка детей, начав играть в «поезд», не сумела своими силами развить этот замысел: посидев несколько минут рядом на стульях, дети разошлись. Поддержав замысел такой игры своим участием в ней, воспитатель закрепит интерес детей. В другом случае воспитатель сам затеет игру и проведет ее с детьми, вовлекая в нее лишь небольшую группу детей для того, чтобы игра была им понятнее и ближе. Внимание воспитателя должно быть распределенным и направленным на различные группки играющих детей, состав которых непрерывно изменяется.

В играх детей младшей группы можно увидеть появление роли и ролевого действия в самых общих чертах. Ролевые действия — «машинист ведет паровоз», «мамы ухаживают за дочками», «дочки капризничают» и т. д. — отрывочны. Детей увлекает действие само по себе — грузить, пересыпать, перекладывать. Однако действия эти в большинстве случаев ребенок связывает с их ролевым значением — возит груз шофер, варит пищу мама или повар.

В руководстве развитием замысла игры нам представляется важным не предлагать детям готовых ролей («ты будешь шофером», а подготавливать их возникновение обогащением ролевых действий. Начали дети играть в «поезд»надо поддержать замысел и помочь развить разнообразные действия: поезд идет, останавливается, гудит, входят и выходят пассажиры. На этом фоне для детей постепенно вырисовывается, кто и что делает, т. е. происходит расчленение действий и их ролевая принадлежность.

Ввиду того, что игрушки имеют большое значение для развития детской игры, следует обратить внимание на их подбор. Какой принцип должен быть положен в основу этого подбора, можно установить, изучая использование детьми игрушек в играх. Для маленьких детей характерно использование игрушки не только по ее прямому назначению. Поэтому лучше давать игрушки, которые пригодны для разнообразного использования, например, мишки, куклы — «девочки» и «мальчики».

На этом этапе детям нужны не столько наборы игрушек (чайная и столовая посуда, мебель и т. д., сколько большое количество таких игрушек, которым бы они могли придавать разнообразный смысл, использовать их в действии (мишки, куклы, коляски, вагоны). Большое место должен занять неоформленный материал; так, в играх дети используют коврики из материи, делая из них крышу дома, одеяльце; собачью конуру.

Принимая во внимание особенности развития игры в младшем дошкольном возрасте, нужно давать детям такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворить индивидуальные запросы, так как на коллективное использование игрушек детьми этого возраста серьезно рассчитывать нельзя, хотя к этому их надо постепенно вести.

Что представляют собой творческие игры детей среднего дошкольного возраста?

Резко бросается в глаза более коллективный характер игр. Больше детей объединяются в играх по одному замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней. Если в младшем возрасте детей интересует ролевое действие — возить, носить, варить и они изображают эти действия, то в среднем возрасте роль уже приближается к изображению определенного лица. Теперь ребенок выбирает себе роль и применительно к ней исполняет ролевые действия. Таким образом, роль, т. е. изображение того или иного действующего лица в типичных для него, проявлениях, постепенно приобретает решающее значение.

Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берёт на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей друг с другом в играх, а также самое направление руководства. Если в младшей группе взаимоотношения детей в значительной мере определялись теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры, столкновения и нужно было руководить детьми в этой области, то при наличии роли взаимоотношения детей концентрируются вокруг нее, особенно вокруг выполнения правил. На это и должно быть обращено внимание при руководстве играми.

Ранее указывалось, что правила творческих игр дети заимствуют из общественной жизни, которую они наблюдают: мамы в играх ведут себя таким образом, как это наблюдал ребенок у своей или чужой мамы. Чем ближе изображаемая роль к быту детей, следовательно, к их непосредственному восприятию, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений. Искусство руководства состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к явлениям жизни, а этого, как известно, одним приказанием добиться невозможно. Нужно направить детей на наблюдение окружающего и. руководить этим наблюдением.

В играх старших дошкольников при условии правильного воспитания ясно выражен замысел, развит сюжет, оформлены роли, ролевые правила и действия.

Дети старшего возраста черпают замысел игры не только в повседневном опыте, а из рассказов, сказок.

Наряду с ролевыми играми выделяются игры «режиссерские». В такой игре ребенок управляет игрушкой-куклой приписывая ёй роль, ребенок действует за нее, но действует в двух планах: и за игрушку и за себя, как направляющее лицо. Игры эти наряду с общим влиянием способствуют и развитию у ребенка разговорной, связной речи: ребенок рассказывает кукле, поясняет, спрашивает, отвечает за нее.

Необходимо усилить внимание воспитателя к руководству строительными играми, умением строить. Конструированием в детском саду овладевают не все дети, а только те из них, которые имеют к этому особый интерес, в то время как умение осуществить замысел в определенной конструкции должно быть развито у всех детей. Воспитатель должен хорошо знать конструктивные свойства и возможности материала, должен уметь сам их практически использовать, иногда делать постройки, наталкивающие детей на использование форм, размеров, цвета.

Вот почему в старшем возрасте детям необходим разнообразный неоформленный материал из которого они могут делать игрушки, отвечающие их замыслу. В качестве примера можно указать на отношение детей к сделанным ими самими лодочкам или стрелам из бумаги. Старшие дошкольники стремятся научиться делать их, потому что они пользуются ими в игре и хотят быть независимыми от взрослых. Дети же средней группы еще не проявляют стремления научиться делать лодочки. Старшие легко отличают: «мне сделали» от «я сам сделал» и еще больше от «меня научили». В среднем возрасте дети убеждены, что они «сами научились», они искренне верят в свое умение.

На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации. Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке, роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особенно наслаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлений использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.

В целом для игр детей старшего дошкольного возраста характерно возрастающее плановое начало». Ребенок сопротивляется побочным обстоятельствам, входящим в игру и препятствующим выполнению задуманного. Это начало в детской игре представляет огромный шаг вперед в развитии ребенка и открывает новые возможности для его воспитания. На этой основе становится вполне возможным и оправданным, чтобы воспитатель вместе с детьми придумал какую-либо игру, помог детям составить план, перспективу начатой ими игры. Такое «планирование» не будет навязыванием детям несвойственных им задач, как это было бы по отношению к детям младшего возраста, оно использует лишь возможности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно установить известную возрастную постепенность в развитии творческих игр детей, что требует изменения приемов руководства.

Публикации по теме:

Физкультурное занятие с подвижными играмиФизкультурное занятие с подвижными играми Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное.

Комплексное руководство игровой деятельностью Комплексное руководство игровой деятельностью включает следующие компоненты:планомерное обогащение игрового опыта детей,длительное ознакомление.

Лэпбук «Тень» с дидактическими играми для детей средней группыЛэпбук «Тень» с дидактическими играми для детей средней группы Цель: формировать у детей представление о тени людей, животных и предметов. Задачи: - учить детей находить тень предметов в соответствии.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Оформление приемной комнаты зимним творческими работами детей, выполненными в совместном творчестве с педагогомОформление приемной комнаты зимним творческими работами детей, выполненными в совместном творчестве с педагогом Большое разнообразие новогоднего ассортимента в магазинах привело к тому, что на сегодняшний момент утрачена традиция совместной подготовки.

Пополнение центра математического развития настольными играми в группе детей старшего дошкольного возрастаПополнение центра математического развития настольными играми в группе детей старшего дошкольного возраста Современная действительность предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. ФГОС ДО устанавливает.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом»Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом» 11 августа. День строителя. Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры.

Консультация для родителей «Знакомимся с пальчиковыми играми»Консультация для родителей «Знакомимся с пальчиковыми играми» Пальчиковые игры - это инсценировка различных рифмованных сказок, наблюдений, историй, ситуаций при помощи пальцев. Эти игры проводятся.

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми»Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми» 30 июля 2020 для детей дежурной группы "Домовята" (воспитатель Богомолова А. М., младший воспитатель Тукачева А. М.) было проведено мероприятие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация и руководство творческими играми детей
Опубликовано: 24 октября 2021 в 20:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД