Наталья Леонтьева
Консультация для воспитателей по кейс-технологиям в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Публикация «Консультация для воспитателей по кейс-технологиям в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Давайте разберёмся, что же это за метод. Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Окунёмся немножко в историю.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые метод был применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Студентам давались описания некоторых ситуаций, которые происходили в каких-либо организациях. Студенты знакомились с ними и пытались найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении.
В России с конца 90 годов использовались западные кейсы. Со второй половины 2000 гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы. С начала 2000 годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин.
А теперь вернёмся с вами к нашим дошкольникам. Как же нам применять на практике кейс-технологии? И зачем они нужны современному дошкольнику?
Суть кейс-метода: педагог обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют ее и совместно находят одно или несколько решений. Сам кейс представляет собой комплект из текстовых документов или картинок, фотографий, носителей аудио- или видеоинформации и других материалов, которые обозначают проблемную ситуацию. Кейсы, которые педагоги используют для работы с детьми дошкольного возраста, должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации. При этом материалы кейса должны не просто описывать эти ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как ее решить. Также можно использовать книжки-малышки, раскраски (например, с дорожными знаками, пазлы, настольно-печатные игры, тематические конструкторы.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:
метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс - стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации);
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
В процессе обсуждения кейса ненужно подсказывать детям решения, необходимо воздерживаться от ответов на вопросы. Задача детей – самостоятельно найти решение или решения кейса, применить свои знания. Дать возможность дошкольникам анализировать, делать выводы, строить предположения.
Кейс-технологии могут быть использованы, во-первых, как составная часть образовательной ситуации познавательного или речевого цикла. Во-вторых, как форма работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности. В-третьих, как часть проекта (в нашем случае по формированию безопасного поведения детей) разной степени продолжительности.
Виды кейсов
1. Печатный кейс (содержит графики таблицы иллюстрации и т. д.)
2. Мультимедиа кейс (наиболее популярный, зависит от оснащения)
3. Видео кейс (содержит фильм, видео, аудио материалы)
Восемь этапов работы с кейсом
1. Разработать проблемную ситуацию.
2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.
4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
6. Поддерживать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.
7. Выслушать/посмотреть/проверить решения детей.
8. Подвести итоги.
Десять признаков правильно составленного кейса
1. Соответствует поставленной дидактической цели.
2. Содержит информацию в доступной для понимания дошкольников форме.
3. Содержит четко сформулированное задание.
4. Имеет соответствующий возрасту дошкольников уровень трудности.
5. Имеет одно или несколько решений.
7. Отображает реальные ситуации.
8. Побуждает к дискуссии.
9. Способствует развитию аналитического мышления.
10. Не устаревает в течение короткого времени.
С детьми дошкольного возраста специалисты рекомендуют использовать практические кейсы, то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации. Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма таких кейсов.
Печатный кейс:
Кейс фото, Кейс иллюстрации
Посмотрите, пожалуйста, кейс и назовите, что лежит в нем. (Участники, называют – картинки на которых нарисованы дорожные знаки и кармашки трех цветов.) Как вы думаете, что можно сделать с данными картинками? (Разложить картинки по кармашкам. В красный – запрещающие дорожные знаки, фото опасных дорожных ситуаций. В желтый – предупреждающие знаки, в зеленый – разрешающие.)
Все верно. Пожалуйста, выполните задание.
(Участники выполняют задание, решают кейс.)
:Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Чтобы дети решили эти кейсы, их не нужно специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.
Кейсы-Вариации и Догадки
Кейсы-вариации и догадки научат ребенка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий.
В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребенок сможет
осознать связи между предметами и построить варианты развития событий. От-
кройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках.
(Изображение мяча, машины, плачущего ребенка.)
Как вы считаете, что могло случиться? (Например, мяч укатился на дорогу, ребенок заплакал.)
Как должен правильно поступить ребенок, если он оказался в этой ситуации?
(Позвать на помощь взрослого.)
А как можно было избежать этой ситуации, что не нужно было делать ребенку?
(Не нужно было играть рядом с проезжей частью)
Все верно. Также вы видите в этом кейсе предметные картинки, которые демонстрируют источники опасности. Работа с такими картинками интересна детям. Картинка побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его опасные стороны. Вот, например, в кейсе есть изображение обычного мяча. Сколько с ним можно предположить вариантов опасных ситуаций! (Мяч выкатился на дорогу, выпал из окна машины, дети подрались из-за мяча.)
Верно. Загляните снова в кейс, что вы еще там видите?
Ребусы-картинки. Давайте попробуем их отгадать.
(Участники отгадывают ребусы.)
Таким образом при всем многообразии кейсы имеют типовую внутреннюю структуру. Как правило, кейс включает в себя:
? ситуацию – случай, проблему, историю из жизни;
? контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
? комментарии к ситуации, которые озвучивает педагог;
? вопросы или задания для работы с кейсом;
? приложения в форме иллюстрации, носителей аудио-, видеоматериалов, тестов.
Для детей можно придумать кейс-игру. Для такого кейса используются легкие, удобные материалы, чтобы их можно было положить в карман. Пожалуйста, встаньте в круг.
Откройте, пожалуйста, первый кейс – «Светофор». В нем вы видите красный, желтый и зеленый круги, а также фото с вариантами движений.
Дети могут посмотреть на фото, картинку совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность. Например, зеленый – ходьба по кругу, желтый – похлопать в ладоши, красный – стой. Ну, что – поиграем в игру?
Предлагаю открыть второй кейс-игру. В нем вы видите изображения машины, самолета, корабля, поезда. Ваша задача (задача детей) – исполнить имитационные
движения и звуки по картинке. «Машина» – руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком «ррр»; «самолет» – руки в стороны со звуком «ууу»,
«корабль» – волнообразные движения руками с прерывистым звуком «у-у-у», поезд – круговые движения руками со звуком «чух-чух».
Такие кейс-игры помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов транспорта.
В заключении я предлагаю решить кейс «Дети на дороге». Информация в кейсе представлена в виде сказки.
? «Что находится в кейсе?»
- «Картинка с детьми, которые играют в мяч на проезжей части, текст сказки»
ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ
В одной квартире проживал
Один спортивный мальчик,
А с ним в квартире проживал
Один футбольный мячик.
Красивый, новый, кожаный
И весь такой ухоженный!
Он лихо прыгал и летал,
Он спорил с высотой
И вот однажды - день настал
Решил, что он крутой.
Взлетел как птица новый мяч,
Ударившись об ногу,
И, позабыв футбольный матч,
Он прыгнул на дорогу:
Красивый, новый, кожаный
И весь такой ухоженный!
Он по дороге мчится вскачь,
Летит, почти как ветер
Машины обгоняет мяч -
Одну, вторую, третью.
Но вскоре кончилась игра
Веселого мяча,
И под колеса он попал
Простого "Москвича"…
В одной квартире проживал
Один спортивный мальчик,
А на боку в углу лежал
Один футбольный мячик:
Несчастный, старый, кожаный
И весь такой скукоженный!
Чтоб не было несчастья,
Запомните, друзья,
Что на проезжей части
Играть нельзя
Задает вопросы: «Что произошло в сказке? О чем она?»
(Участники слушают сказку, отвечают: «Мальчик играл в мяч на дороге. Это сказка о нарушении правил дорожного движения»)
«Давайте подумаем, что может произойти с этими участниками дорожного движения? Продолжите сказку» (Участники придумывают продолжение сказки:«Детей или мяч может раздавить машина или дети могут пойти играть на площадку»)
«Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно
сделать по-другому?» (Участники отвечают: «Уйти с проезжей части. Можно отправиться играть на детскую площадку» Таким образом мы сформировали правило «Нельзя играть на проезжей части!») Можно предложить сделать рисунок к правилу: «Нельзя играть на проезжей части!»
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
1. Повысить мотивации обучения у дошкольников; интерес детей к изучаемому предмету развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
2. Развить интеллектуальные навыки дошкольников, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
Литература, которая поможет вам более подробно познакомиться с данным видом технологии.
1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
Используемая литература
1. Козырева Л. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М., «Просвещение»,2005.
2. Логунова Н. Обучение как общение и сотворчество//Высшее образование в России. 2000. №3.
3. Метод case-study как современная технология ориентированного обучения: Реферативный обзор/Под ред. Комиссаровой. М. :Финансовая академия при правительстве РФ,2005.
4. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hr-training.net/statya/mihailova_1/shtml.
5. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /Под редакцией А. Г. Асмолова. М., «Просвещение»,2010..