Консультация для воспитателей по ЗОЖ «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

Ксения Попова
Консультация для воспитателей по ЗОЖ «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

Попова Ксения Николаевна,

воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57 «Лукоморье» комбинированного вида

164509, Архангельская область

г. Северодвинск, ул. Макаренко 1.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

в дошкольном учреждении

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным массовых медицинских обследований Министерства здравоохранения ситуация на данный момент такова,что состояние здоровья детей ухудшается: более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма, всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми. Данная тенденция отразилась и на нашем детском саду.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В образовательных программах нашего дошкольного учреждения имеются разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизнедеятельности. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

В ДОУ мы используем новые подходы к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Успешно применяем на практике программы В. Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», Маханевой М. Д. «Здоровый ребенок»,авторские методики: А. С. Галанова «Игры, которые лечат», дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, оздоровительную технологию Ф. Базарного.

Создана предметно-развивающая среда, оборудованы физкультурные уголки в группах, спортивная площадка на территории детских садов, спортивный зал. Подбор мебели осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами. Соблюдаются тепловой и световой режимы.

В дошкольном учреждении отработана система оздоровительно-профилактических мероприятий,которая включает в себя: специальные закаливающие процедуры - полоскание ротовой полости настоем трав, водой, обогащенной ионами серебра (используется специальный аппарат «Георгий», обширное умывание, ходьба босиком по массажным дорожкам, самомассажи рук, стоп, ушей, биологически активных точек, проветривание и др., направленные на оздоровление детей.

Достаточно внимания уделяется физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы: утренней и бодрящей гимнастике после сна, непосредственной образовательной деятельности по формированию ЗОЖ, физкультурным занятиям, спортивным праздникам и досугам. Осуществляется рациональная организациядвигательной активности детей в течение дня: дозированная ходьба на прогулке и общая физическая подготовка, подвижные игры, динамические паузы между занятиями, физкультминутки в образовательной деятельности.

Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста,учитываем следующие факторы:

- упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

- оказывать воздействие на все группы мышц плечевого пояса, спины, живота, ног;

- использование постепенно нарастающей нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;

- согласование методов и способов организации детей с их возрастными возможностями;

- подвижные игры после всех упражнений должны быть закончены спокойной ходьбой;

- организация двигательной деятельности должна вызывать у ребенка положительные эмоции.

Утренняя гимнастика - вводная деятельность, которая ускоряет вхождение организма ребенка в деятельность, способствует хорошей организации начала дня, развитию у детей силы, ловкости, координации движений. Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами, самомассажем стоп, головы, ушей. Например, дети выполняют самомассаж подошв - «Поиграем с ножками» - это эффективный вид закаливания, основанный на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Или, волшебных точек ушей «Поиграем с ушками». Через этот вид закаливания происходит улучшение работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

Используем в работе с детьми активный отдых.Он самый разнообразный: это подвижные игры, спортивные, хороводные, игры с правилами. В процессе игр существенно повышается кровоснабжение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению подготовки организма к последующей умственной деятельности. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

В ДОУ организуютсяследующие формы активного отдыха детей: физкультурные досуги, физкультурные праздники. В них реализуется естественная потребность детей в движении, и через положительный эмо-циональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка, закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

В работу с дошкольниками включаем образовательную деятельность познавательного цикла, которая оказывает влияние на формирование здорового образа жизни у детей. Занятия проводим в игровой форме, объединяя их одной большой тематической игрой или путешествием. В ходе каждого занятия используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. На занятиях широко используются художественные произведения - литературные, изобразительные. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, «Неболейка» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям, предотвращать опасные контакты и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности.

Другое важное направление, реализуемое в детском саду, лечебно-оздоровительное. Все оздоровительные мероприятия проводятся только с согласия родителей воспитанников. Используем метод криомассажа - закаливание кусочками льда ступней ног детей перед сном. Воспитанники также закаливаются с помощью массажных дорожек. Летом – воздушные и солнечные ванны, закаливание через хождение босиком. Два раза в год каждый ребенок получает общий массаж от медсестры по массажу Натальи Николаевны. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организм повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий внешней среды.

В любое время года и любую погоду организуем прогулки. В содержание прогулки включаются естественные виды движений, подвижные игры, спортивные упражнения типа катания санках, самокатах, дозированная ходьба в осенне - зимний период и дозированный бег - в весеннее- летний период, занятия общей физической подготовкой. На участок выносятся разнообразные пособия для игр – мячи, скакалки, кегли.

Используем разнообразные формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Предоставляем полную информацию о методах, препаратах и формах оздоровления в детском саду, рекомендуем мероприятия для семейной профилактики, чтобы не было дублирования и других негативных последствий.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьесохранения детей среди родителей являются статьи в родительских уголках,например: «Как заботиться о зубах», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины – полезные продукты», «Помоги себе сам» и др.

Используются разнообразные активные формы работы с семьями воспитанников: Дни здоровья совместно с родителями, досуги и праздники, веселые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.

Таким образом, при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, создании эмоциональной насыщенной и разнообразной деятельности детей, успешно решаются оздоровительно-воспитательные задачи.

Публикации по теме:

Непосредственная образовательная деятельность. «Почему диких животных называют дикими?». Во второй младшей группе. Попова Ксения Николаевна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57 «Лукоморье» комбинированного.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по ЗОЖ «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 21:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Фотоотчёт по рисованию в старшей группе на тему «Птичка — свистулька»
Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку в...
Фотоотчет «Развлечение «День именинника»
Цель: Создание праздничной дружеской атмосферы в группе детского сада Задачи: -Способствовать развитию положительных эмоций у детей. -Развивать ловкость,...
Фотоотчёт «На пути железнодорожном будь предельно осторожным!»
«На пути железнодорожном будь предельно осторожным! » В рамках месячника «Безопасная железная дорога», с целью обогащения знаний детей о железной дороге,...